Правила успешного собеседования: как не провалить общение с работодателем по скайпу
Возможно, когда-нибудь работа будущего переместится в Интернет если не на 100 процентов, то, по крайней мере, на 50-60. А пока Сеть просто становится удобным инструментом, позволяющим не только организовать трудовой процесс, но и, например, набрать персонал. Причем далеко не всегда работодатель и соискатель находятся в разных городах. Просто так удобнее: не нужно никуда ехать, проще спланировать график общения с потенциальными сотрудниками, да и вообще, такое опосредованное общение все равно может о многом рассказать. Например, оценить уровень владения иностранным языком или адекватность человека. Проще и вам: дома, как говорится, стены помогают. Сегодня предлагаем вашему вниманию 10+ советов, которые помогут вам не провалить собеседование по скайпу.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Для начала к такому раскладу просто стоит психологически подготовиться. Дело в том, что сегодня 10-15 российских компаний уже используют интервью по скайпу для найма новых сотрудников. Если вы устраиваетесь в зарубежную фирму, тогда это тем более актуально: так, например, в США уже более 70% всех собеседований, по крайней мере на определенном этапе, происходят в Сети. Впрочем, лично вам переживать нечего уже хотя бы потому, что, если вам что-то не понравится, скайп-интервью куда проще завершить – разумеется, следуя всем правилам делового этикета. Плюс вы находитесь на своей территории, а значит, чувствуете себя увереннее.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Стоит подумать над возможными техническими проблемами. Вам необходимы качественный бесперебойный Интернет и тишина, поэтому ваши домашние должны отнестись к предстоящему интервью с пониманием. Детей лучше сдать няне или супругу, домашних животных выдворить из комнаты, а потенциальных гостей предупредить, что сейчас не лучшее время для того, чтобы нагрянуть к вам. Стирку тоже лучше отложить, особенно если ваша стиральная машина доисторическая и грохочет, как отбойный молоток, выжимая белье. Думаем, напоминать о том, что во время разговора вас не должны отвлекать телефонные звонки, – это уже излишне.
ЗАПАСНОЙ КАНАЛ СВЯЗИ
Имейте запасной канал связи – например, телефон или какой-либо мессенджер. Так вы всегда сможете предупредить, если вдруг у вас возникнет форс-мажорная ситуация и беседу придется отложить. Точность – это, как известно, вежливость королей, поэтому вам точно не стоит опаздывать на виртуальное собеседование, а лучше вообще быть онлайн заранее, за 10-15 минут до старта. Увы, у работодателя могут быть заминки, связанные в том числе и с общением с другими кандидатами. Это нормальная неизбежность.
АВАТАР И НИКНЕЙМ
Как корабль назовете – так он и поплывет, так что если прежде вы не пользовались программой Skype, выберите себе приличные аватар и ник – это важнее, чем может показаться. Никаких alinochka_zaichonok или Андрюха_череп. И никаких сопливых статусов в духе «меня легко потерять и невозможно забыть» – всех давно от этого воротит.
ДРЕСС-КОД
Одежда для такого вот «домашнего» собеседования не менее важна, чем для стандартного офисного. Может показаться, что достаточно достойного верха, а низ не так важен, но, во-первых, старые треники в сочетании с красивой блузкой едва ли вас самих настроят на правильный лад, а во-вторых, мало ли, вам придется за чем-нибудь встать или как-нибудь еще продемонстрировать весь «костюм» целиком?
Рекомендуется избегать белого цвета – он слишком сильно бликует. Женщинам стоит позаботиться о макияже – хорошо, если он есть, но не слишком кричащий. Все-таки монитор делает наше лицо немного более бледным и размытым, чем оно есть на самом деле.
ОСВЕЩЕНИЕ И ЗАДНИЙ ФОН
Важен также и фон. Ну, согласитесь, даже если работу вам предлагают творческую и безо всякого дресс-кода, потенциальному работодателю все равно неинтересно лицезреть ваш стол, заваленный объедками, бабушкин ковер с медведями или дедушку, мирно дрыхнущего на диване за вашей спиной? Лучше, если за вами будет просто стена, причем хорошо бы заранее подумать о нормальном освещении.
ДОКУМЕНТЫ И БЛОКНОТ
Вас могут попросить сообщить какую-либо информацию, касающуюся ваших документов, поэтому дипломы и сертификаты полезно иметь с собой, равно как должен быть под рукой и текст вашего резюме. Еще хорошо иметь рядом блокнот и ручку: вы можете делать пометки, а кроме того, там же можно и нужно накидать список вопросов к работодателю. В конце концов, заинтересованность подкупает.
РАКУРС КАМЕРЫ
Считается, что самый выгодный ракурс – когда камера смотрит на вас чуть-чуть сверху. Да и осанку так проще держать, а достойная осанка располагает к вам собеседника. Не забывайте смотреть в глаза тем, кто с вами общается – даже если стесняетесь. Зрительный контакт также помогает оставить положительное впечатление. А вот от активного использования жестов лучше отказаться.
МИКРОФОН
Репетировать свою речь заранее – это, пожалуй, лишнее. А вот позаботиться о нормальном звучании собственного голоса – в частности, проверив качество работы микрофона и собственную дикцию – совсем не вредно!
УЛЫБАЙТЕСЬ ОТ ДУШИ
Собеседование в скайпе – это не собеседование в офисе, где наученные опытом западных коллег специалисты могут даже специально «загнать» вас в стрессовую ситуацию, чтобы посмотреть, как вы себя поведете. Так что никакого напряжения – улыбайтесь открыто и от души. В конце концов, по ту сторону экрана находятся такие же люди, и ваши приветливость и доброжелательность будут им очень приятны. Кроме того, это наверняка позволит вам выгодно выделиться среди конкурентов – если, конечно, таковые имеются.
ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ
Кто звонил, тот и перезванивает – таковы правила делового этикета, актуальные как для телефонного звонка, так и для общения по скайпу. Именно им и следуйте, если связь вдруг прервалась.
✱✱✱✱
Онлайн-собеседование – это лишь первый шаг на пути к работе вашей мечты. Если вы понравились работодателю и, самое главное, если он понравился вам, то следующий этап – это беседа вживую непосредственно в офисе выбранной вами компании. Если вас на нее пригласили – можете быть уверены, что интернет-собеседование с вами оставило о вас самые приятные впечатления и, вероятнее всего, вы получите желаемую должность.