Провокационная реклама как двигатель торговли
Реклама может удивлять не только необычными героями, но и слоганами на грани фола, которые кажутся весьма двусмысленными. Недавний пример с бургером, напичканным специями и продаваемым под лозунгом «смотри не обострись» – яркий тому пример. Разумеется, реакция на подобное редко бывает однозначной, но зато такие рекламные слоганы точно обращают на себя внимание. Включается «сарафанное радио», затрагиваются аморальные вещи, иногда почти оскорбительные; злорадство, взятие на «слабо», а в результате затраты на рекламную кампанию снижаются в разы.
Чаще всего эксплуатируется сексуальная тема. Иногда, казалось бы, довольно невинно – например, в таких слоганах, как «Заведи любимую» (автомобили Daewoo) или «Все дело в яйцах» (майонез «Ряба»). Впрочем, бывают и плакаты, которыми ненавязчиво намекают на ненормативную лексику. Между прочим, несколько лет назад компании «Евросеть» пришлось уплатить немалый штраф за такую рекламу.
С другой стороны, каждый думает в меру своей испорченности, не правда ли? Именно об этом говорят нам производители энергетического напитка с красноречивым названием Pussy. Вообще-то, этот милый бело-розовый рекламный плакат в Великобритании запретили за «откровенные сексуальные намеки». Но ведь не даром слоган гласит: «Напиток ни при чем, все проблемы в вашей голове».
Компания «Виста» прославилась слоганами в духе «Сбрось маму в море за 399 у.е» или «Закопай тёщу в песок за 399 у.е». В УФАС возмутились: налицо прямой призыв к насилию! И попробуй, объясни, что это всего лишь рекламный креатив для привлечения внимания публики.
«Мой муж пьет, но я за него спокойна». Отличный слоган о фильтрах для воды, особенно в условиях суровой российской действительности. Конечно, стоит как следует подумать, прежде чем начать расстраиваться.
«Купи участок – сосну в подарок» – это еще полбеды. Бывает креатив похлеще. Например, как в рекламе пылесосов от «Эльдорадо». Как говорится, иногда реклама сама по себе может быть демотиватором.
Вы не поверите, но это действительно реклама пельменей – правда, довольно старая, 1998-го года. Женские ягодицы, присыпанные мукой, на пару с соответствующим лозунгом должны были, по мнению рекламодателей, привлечь внимание покупателей. И ведь привлекли-таки, притом, что таких щитов было установлено всего 13.
Для провокационной рекламы даже не нужны большие вложения. Вполне достаточно взять известный интернет-мем и придумать слоган поэпатажнее.
Еще один пример употребления замаскированной ненормативной лексики – реклама мужского журнала. Согласитесь, звучит «шедеврально».
Или так. С вызовом, даже почти оскорбительно, а с другой стороны – доброжелательное приглашение отведать свежайшей ушицы!
Ушла жена – смени пол. Вообще, в любой непонятной ситуации меняй пол, а также обои и двери.
Следующие две рекламы, пожалуй, оставим без комментариев.
Вроде бы милая шуточка, но ФАС не понравилась. В данном случае было решено, что реклама содержит негативные образы, направленные на разрушение института семьи и брака.
Да даже реклама колбасы может быть эпатажной! Не верите? Смотрите сами. Между прочим, после этих плакатов решено было запретить в отношении продукта женского рода характеристик мужского. Да еще и в таком ключе. А ведь рекламщики придумали такой образ неслучайно, ведь после исследований целевых групп оказалось, что основными клиентами конкретно этого мясокомбината являются женщины старше 25 лет, с детьми и достатком выше среднего.
✱✱✱✱
А можно сделать креативную рекламу двухэтапной – как, например, в Ставрополе, где на асфальте одно время начали рисовать контуры выпавшей из окна женщины с ведром и тряпкой в руках. Чуть позже появились и плакаты со слоганом «Наши окна мыть не надо – берегите ваших мам!» Эпатажно? Еще как! Говорят, что реклама возымела действие: фирму, занимающуюся окнами, накрыл шквал звонков буквально на следующий день после размещения баннеров.
В общем, провокация, даже в руках опытных рекламщиков – штука довольно непредсказуемая. Она может «выстрелить» как в позитивном, так и в негативном ключе. Но ведь черный пиар – это тоже пиар, а если рекламу сочтут провокационной, об этом напишут многие СМИ. Как следствие, даже если ролик или плакат запретят, отдача все равно будет изрядной, ведь запретный плод, как известно, сладок.