Дальние путешествия: успехи, неудачи, деньги и будущее космического туризма
Основатель Amazon Джефф Безос недавно заявил, что вкладывает заработанные ритейлом миллиарды в проект космического туризма Blue Origin – правильно делает, потому что эта область на пике интереса, и тот, кто растолкает конкурентов локтями сейчас, получит серьезные дивиденды уже в следующем году.
Вид Земли из стратосферы в кабине МиГ-29. Фото: вип-полеты.рф
Если очень захотеть, можно в космос полететь – это сразу после Гагарина стало ясно, а теперь оказывается несложной задачей и для гражданских лиц, были бы денежки. Причем не обязательно десятки миллионов, которые отвалили первые коммерческие посетители Международной космической станции. Но сначала надо договориться, что считать космосом. Ведь чтобы поглядеть на матушку Землю свысока и покачаться в невесомости, не обязательно месяцами тренироваться перед полетом на орбиту. Пониже прыгнешь – поменьше заплатишь.
Для начала взмыть в стратосферу можно на сверхзвуковом истребителе МИГ-29, и стоить это будет примерно 18 тысяч долларов – столько просит нижегородское агентство Go Russia. С высоты, в два раза превышающей эшелон пассажирского лайнера, уже видно, что Земля круглая, к тому же в таком аттракционе можно испытать фигуры высшего пилотажа прямо в кабине – и это, конечно, не то же самое, что смотреть их с земли. То есть порулить не дадут и прямо к звездам не доставят, но впечатлений все равно будет потом вагон и маленькая тележка.
Суборбитальный космический полет происходит на манер снаряда, по баллистической траектории, потому что скорость корабля не достигает первой космической и до околоземной орбиты ему не достать. Зато в высшей точке полета есть возможность парить в реальной невесомости примерно шесть счастливых минут, виды дух захватывают, а стоит удовольствие от 102 тысяч долларов. В очередь на развлечение записалось полторы сотни человек, и по возвращении они смогут считать себя настоящими астронавтами, раз взлетят выше 100 километров – такова официальная норма Международной авиационной федерации.
Полёт в невесомости. Фото: spaceadventures.com
Этим предложением занимается компания Space Adventures, они вообще единственные, кто не только грозится, как Илон Макс и Ричард Брэнсон, а реально отправляют людей в космос. Изначально их проект суборбитальных полетов развивался при содействии Роскосмоса, но не сошлись по бюджету – сейчас ракету заканчивает Exos Aerospace. Однако Space Adventures продолжают связывать теплые деловые отношения с российской космонавтикой.
Первый в истории космический турист Деннис Тито заплатил Space Adventures 20 миллионов, 8 месяцев провел за подготовкой в Звездном городке – и корабль «Союз» отправил 60-летнего миллионера на МКС. Когда товарищ в невесомости разбил голову об люк, первую помощь ему оказал космонавт Талгат Мусабаев, за что получил от Тито звание «нянька номер один». К нынешнему моменту силами российско-американского сотрудничества орбиту посетили семеро туристов, последним был основатель Cirque Du Soleil Ги Лалиберте, а вот певица Сара Брайтман, звезда «Призрака оперы», отложила путешествия на неопределенное время, но 35 миллионов назад не забрала. Заметьте, цена на удовольствие растет, но желающих стартовать с Байконура не убавляется – и компания собирается в ближайшее время обеспечить новую опцию, выход в открытый космос за дополнительные 3 миллиона долларов. Получится ли в следующем году, как обещают Space Adventures, отправить первых туристов к Луне, вопрос пока открытый.
SpaceShipTwo – суборбитальный космический корабль многоразового использования корпорации Virgin. Фото: ru.wikipedia.org
У компании есть стимул, потому что на пятки Space Adventures наступает краснобай Илон Маск со своей фирмой SpaceX – он пообещал стартануть к Луне не позже конца 2018 года. Двое потенциальных туристов уже отстегнули по неизвестной сумме депозита и ждут: «Это будет полный виток вокруг Луны, и стоит он чуть дороже, чем отправка пилотируемой миссии на МКС», – пояснил Маск. А ведь у него в планах еще марсианская миссия – посмотрим, как миллиардер-инноватор все сдюжит.
Не менее амбициозен в своих планах, хоть и без конкретного пока результата, глава корпорации Virgin Ричард Брэнсон. Его космическая компания Virgin Galactic нацелилась на суборбитальные полеты на высоту около 110 километров. Увы, испытания первого космолета SpaceShipTwo прошли безуспешно – аппарат свалился в пустыне Мохаве, один пилот погиб. Это отодвинуло, но не нарушило планы Брэнсона – второй космопланер уже хорошо показал себя в суборбитальном полете и вернулся на Землю, так что путешествие в невесомость за 200 тысяч долларов – дело недолгого времени.
Это мы сейчас обозначили крупнейших игроков в космотуристической сфере, существуют и более мелкие конторы, которые собирают депозиты на грядущие полеты в космос. И хоть, как мы говорили, путешествия на МКС только дорожают – это, похоже, от отсутствия конкуренции в настоящем, и дальше услуги будут дешеветь. Начинайте копить уже сейчас.