Наверх
3167

Ольга Дубро
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Феминизм по-советски: как раскрепощалась «новая женщина»

В разгар сезона ретроспектив на тему революции (в первую очередь, сериалов «Троцкий» и «Демон революции») на российских телеканалах самое время вспомнить о том, как выглядела и чувствовала себя женщина в этот переломный для страны момент.

премьера, триколор, тв, журнал

Плакат советского времени: «Раскерепощённая женщина, строй социализм!»

В 20-е годы XX века на Западе новое поколение женщин носило короткие юбки, обрезало волосы, делало яркий макияж, слушало джаз, курило, пило алкоголь, водило автомобиль и практиковало свободную любовь.

В 20-е годы XX века в России новое поколение женщин носило мужские кожанки, не красилось вовсе, работало на фабриках, голосовало на выборах и выступало на партсобраниях. Удивительно, что при этом именно Россия стала чуть ли не родиной сексуальной революции, еще в начале 1900-х заявляя о необходимости «раскрепощения духа чувственности».

Начало века женщины встретили в незавидном положении. Работать и учиться уже было можно, этого худо-бедно добились феминистки-«равноправки» еще в царской России. Вот только на фабриках платили чуть ли не втрое меньше, чем мужчинам, работа напоминала больше каторгу, денег катастрофически не хватало, как и времени смотреть за детьми.

Если феминистки выступали за эволюцию без революции, то революционерки хотели решить вопрос радикально путем смены власти. Благодаря пропагандисткой работе большевиков, выступавших за равноправие во всем, женщины России стали одними из первых в мире, кто получил право голоса. Появилась целая пачка декретов, которые предоставляли женщинам «полное материальное, а равно и сексуальное самоопределение».

Церковный брак отменили, а бракоразводный процесс упростили до такой степени, что развестись можно было даже в одностороннем порядке, не ставя второго супруга в известность. Представляете, как облегчилась бы участь Анны Карениной, доживи она до революции.

премьера, триколор, тв, журнал

Первая в мире женщина-министр и женщина-дипломат Александра Коллонтай за работой

ЖЕНСКОЕ ЛИЦО РЕВОЛЮЦИИ

Все привело к тому, что общество готово было восторженно встретить раскрепощенною, свободную женщину нового образца. И тут возникает диссонанс между тем, как мы представляем раскрепощенную женщину, и тем, как на самом деле выглядели женские лица революции. Они в своей массе были не очень красивые. Ни грамма косметики, серенькая одежда, жидкий пучок на затылке – гораздо проще требовать равноправия, когда выглядишь как мужик. Разглядывая фотографии Надежды Крупской, Розалии Землячки, Екатерины Брешко-Брешковской, Марии Спиридоновой и других эмансипированных дамочек, о феминизме складывается очень однобокое впечатление.

Однако были у революции и другие, более привлекательные лица. Александра Коллонтай была симпатичной женщиной свободных взглядов, часто меняла любовников и старательно избегала узаконенных отношений – это был ее способ борьбы с патриархальным укладом. При всей своей эксцентричности, ей удалось стать первой женщиной-министром в истории.

Коллонтай предложила свою версию «нового человека», то есть «новой женщины». По ее мнению, женщина должна быть выше своих эмоций, уважать свободу мужчины и свою собственную, быть самостоятельной, не зацикливать свои интересы на доме, семье и любви, не ревновать мужчину и не скрывать своей сексуальности.

премьера, триколор, тв, журнал

«Во-первых, вы мужчина или женщина?» (кадр из к/ф «Собачье сердце»)

«ВЫ ЖЕНЩИНА ИЛИ МУЖЧИНА?»

В советском государстве женщине не пристало думать о моде: нужно было строить социализм, а не выгуливать новые наряды. За годы Первой мировой и Гражданской войны мужское население здорово поредело, и тут пришло время реализовывать свое право на труд. Бывшие кухонные рабыни освоили мужские профессии, а заодно и некоторые предметы мужского гардероба. Поэтому образы 1910-20-х годов так уныло серы, невыразительны, безлики. Раскрепощенная женщина была антисексуальна. Спрашивается, к чему было раскрепощаться?

Красный платок, завязанный на затылке – символ времени и порой единственное, по чему можно было отличить женщин от мужчины. Тканей жутко не хватало, поэтому в целях экономии создавалась единая для всех мода. «Легонькая промышленность» по указу правительства шила костюмы, удобные для работы, желательно унисекс. Вместо платьев носили прямые юбки, строгие, как Надежда Крупская. Некоторые и вовсе отказывались от юбок, одеваясь в кожанку и галифе.

В это же время оставались женщины из обеспеченных слоев, предпочитавшие одеваться по дореволюционной моде или под влиянием западных фасонов. Например, дамы полюбили платья с заниженной талией, скрывающее фигуру. Муфты, шляпки, меховые воротники позволяли себе даже революционерки, например, Александра Коллонтай не отказывала себе в этих буржуазных слабостях.

Революция высвободила женщину из «кухонного рабства» и открыла перед ней пути саморазвития. Но вместе с борьбой за равноправие, революция замахнулась на саму Женственность и сделала это руками самих женщин.


ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.