Наверх
983

Татьяна Рамкина
Обозреватель TV Mag

На телеканале «Большой эфир» в субботу, 14 сентября, телезрителям покажут телепремьеру спектакля Кировского драматического театра «Хлынов. Сага о городе и его жителях». Мировая премьера масштабной постановки состоялась в июне 2024 года и была приурочена к празднованию 650-летнего юбилея города Кирова, который в разные исторические времена носил и другие названия – Вятка (1780–1934 гг.) и Хлынов (до 1780 г.). TV Mag поговорил с автором пьесы и режиссером постановки, художественным руководителем театра Игорем Лысовым о важности исторической темы для сегодняшнего времени. Онлайн-эфир телеканала «Большой эфир» бесплатно и в хорошем качестве доступен здесь.

Предлагаем начать с исторической справки о постановке: расскажите, пожалуйста, когда и как возникла идея пьесы, как началась работа над спектаклем?

Идея для пьесы возникла у меня благодаря губернатору Кировской области Александру Валентиновичу Соколову. Будучи выпускником исторического факультета, он, несомненно, является знатоком истории северных республик России XIV-XV веков. Именно он поведал мне о занимательном эпизоде, связанном с воеводой Костяем Юрьевым, который, согласно летописям, был, так сказать, «промосковским». Меня заинтересовал этот факт, поскольку Вятка всегда была обособленным краем, где процветала разбойничья деятельность ушкуйников. Я принялся за изучение этой темы.

В конце концов, мы вновь встретились с губернатором, и я представил ему свою концепцию, которую он одобрил. После этого я приступил к более глубокому изучению материалов.

спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»
спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»
спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»
спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»

Таким образом, можно сказать, что идеологом этой постановки в частном порядке стал человек, занимающий пост губернатора. Никакого государственного заказа не было, наши обсуждения носили исключительно личный, дружеский и творческий характер. Никаких указаний «сверху» по этому поводу я не получал.

Почему для вас важна эта тема?

Безусловно, чувства двоякие. С одной стороны, 650 лет Хлынову-Вятке-Кирову – это знаменательная дата, праздник для города и всего Вятского края. Но с другой стороны, я нахожусь среди той части общества, которая считает, что история Руси неоднократно подвергалась переосмыслению, переписыванию, даже искажению. В этом смысле, взявшись за пьесу, посвященную этой дате, я был заинтересован в том, чтобы разобраться в официальной версии возникновения Вятки, вятского менталитета, города Хлынова, о котором, собственно, и повествует спектакль.

В ходе работы я погрузился в изучение истории северных народов: Архангельска, Устюга, Пермского края, Кировской области. Узнал о художественных и исторических фактах, которые не так широко известны, не потому, что они запрещены, а потому, что люди привыкли к традиционному взгляду на историю, не желая менять его. А ведь Россия не всегда была той страной, которая «просила» князей править. Эта «просьба» – ложь, пропаганда Рюриковичей, Романовых и других династий. Вот почему эта тема для меня так важна.

Какие сложности в создании спектакля вы испытали? Какие продолжаются?

Несмотря на обилие вопросов, связанных с постановкой спектакля, меня волновала лишь одна деталь – художественная сценография. Эта тема вызывала у меня немало беспокойства. В ходе консультаций с различными художниками я был вынужден отказаться от сотрудничества с некоторыми из них. Однако, когда я встретил художника, полностью погрузившегося в эту задачу, мои сомнения рассеялись. Создание декораций и костюмов проходило без малейших затруднений и до сих пор не вызывает никаких сложностей.

спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»
спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»
спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»
спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»

Расскажите, пожалуйста, о консультантах и источниках – где вы черпали информацию, кто из экспертов давал свои советы?

Погружаясь в историю Вятского края, я столкнулся с любопытным фактом: многие важные моменты были словно «забыты» или «скрыты» самими историками. Традиционно, основное внимание уделялось спорам о дате основания Вятки, о том, кто первым ступил на ее берега и так далее. Но сама Вятка, как город, была уже описана Николаем Костомаровым, чьи мысли и идеи стали для меня ценным источником вдохновения.

О Костяе Юрьеве, главном герое спектакля, информации крайне мало. Известно, что он сжег Сарай-Берке, был пойман, но сумел сбежать. В одном источнике упоминается, что он сделал это из мести за похищение невесты, но эта информация больше напоминает легенду. В «Булгарской летописи» подробно описано сожжение Сарай-Берке и вывоз всего гарема. И вот тут возник вопрос: зачем Костяю Юрьеву вывозить весь гарем? Он не тронул ничего, кроме гарема, который перевез в Хлынов. Это навело меня на мысль о том, что история о похищенной невесте может быть правдой.

В поисках подтверждения я обратился к архангельским летописям и обнаружил, что Хлынов – это не просто «город воров», как принято считать. В одной из летописей я встретил фразу: «Что ты стоишь, словно хлын проглотил?». В другой: «Волосы хлыном стали». Эти фразы навели меня на мысль, что «хлын» – это колья, и Хлынов был огражден тремя рядами частокола.

Я также консультировался с Лэрри Холмсом, американским историком, влюбленным в Вятку. Он посоветовал обратить внимание на шведские летописи, где, возможно, есть подробное описание Ушкуев. И действительно, в этих летописях я нашел упоминания о набегах Ушкуев и разграблении шведских королей. Это позволило мне понять, что Хлынов, скорее всего, не был бедным городом, а носил награбленные богатства: парчу, золото и прочие драгоценности. Улицы Хлынова, вероятно, были наполнены яркой и разнообразной жизнью, напоминая Париж 20-х годов XX века.

Особую ценность для меня представляли источники, описывающие периферийные события. Я искал устюгские летописи, где упоминались походы Хлынова на Устюг. В одной из летописей я нашел описание, как устюжане, считая Костю Юрьева предателем, утопили в крови его владения в Осинцах.

В первую очередь меня интересовали не столько конкретные события, сколько психологические факторы, которые описывались в разных летописях. Я хотел понять, что двигало людьми, какие чувства и мотивы легли в основу их действий.

спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»
спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»
спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»
спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»

Мы знаем, что постановка масштабна как с точки зрения исторического пласта, так и с точки зрения производства. Расскажите о создании декораций и костюмов.

В стенах нашего театра рождаются не только новые истории, но и каждый элемент, который их оживляет. Наши талантливые мастера-портные создают костюмы с нуля, в то время как наш цех декораций работает над созданием уникальных сценографических решений. Это огромное преимущество, когда все цеха объединены под одной крышей, позволяя нам мгновенно решать любые вопросы и проблемы, которые могут возникнуть в процессе творчества. У меня замечательные цеха и труппа, мы не испытываем никаких сложностей в прокате этого спектакля и тем более в его создании.

Как вы думаете, почему зрителям всей страны, а не только Кирова, может быть интересен спектакль?

Прежде всего, история Вятского края должна быть интересна каждому россиянину. Ведь она напоминает нам, что становление нашей страны не было линейным процессом, не было «одним махом». И неправда, что московские князья, «рубящие головы» непокорным, создавали Русь. Вятский край, как и другие территории, был сильным и независимым. И кто знает, как сложилась бы история, если бы Костяй Юрьев сумел удержать свою власть – возможно, вместо Московской Руси возникла бы Хлыновская.

Такой взгляд на историю, мне кажется, важен для понимания того, как формировалась Россия, особенно в период правления Ивана Васильевича III, так называемого Собирателя земли русской. Из писем Софьи Палеолог я узнал, что этот процесс был не таким простым, как принято считать. Возможно, именно благодаря её влиянию Иван Васильевич был вынужден отказаться от жестких завоевательных методов и действовать более мирно, чем он планировал.

Фраза, которая особенно запала мне в душу: «Не в слово Христово завоевать Россию, а словом Христовым», то есть через милосердие и миссионерство, а не через крестовые походы. В России мало кто задумывается, что наша страна формировалась не только силой, но и благодаря желанию отдельных княжеств, территорий, республик объединиться. Ведь спасение в одиночку невозможно. Именно эту идею – спасение через единство – я хотел передать через весь спектакль, и, как мне кажется, кое-что у меня получилось.

Только в мирном единении всех народов и религий может существовать настоящая духовная сила. И конечно, в этом спектакле есть место и для высших идеалов современной Российской Федерации. Вот почему эта история так меня увлекает.

спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»
спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»
спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»
спектакль «Хлынов. Сага о городе и его жителях», телепремьера, «Большой эфир»

Дайте совет нашим читателям, пожалуйста.

Что я могу им пожелать? Не смотрите компьютерные игры, не смотрите кино, а больше читайте. Потому что только литература развивает воображение. Это самое главное, что у человека есть, как у личности. А все остальное это наносное.

Смотрите 14 сентября в 20:00 на телеканале «Большой эфир» премьеру спектакля «Хлынов. Сага о городе и его жителях». Драму «Триколор» покажет в рамках проекта «Театральный абонемент». Онлайн-эфир телеканала «Большой эфир» бесплатно и в хорошем качестве доступен здесь.

Фото: пресс-служба Кировского драматического театра

Фото автора.
Редактор интернет-журнала TV Mag
ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.