Судьба Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии – это не просто хроника постановок, а история о том, как оперетта и мюзикл становились актом духовного сопротивления, спасая жизни в аду блокады. Особняк на Итальянской улице уже почти 90 лет остается местом, где рождается магия музыкального театра.
Театральный дом на Итальянской
Нынешнее здание театра имеет аристократическое прошлое. Оно было построено в начале XIX века и за свою жизнь многократно перестраивалось, принадлежало знатным фамилиям, в том числе Великому князю Николаю Николаевичу, внуку Николая I. Свой современный облик дом обрел после пожара 1910 года, когда был перестроен для театральных представлений. Эклектичные и роскошные интерьеры со знаменитой трехмаршевой лестницей и монументальным залом сами по себе стали произведением искусства.
18 декабря 1910 года здесь открылся «Палас-театр», где блистали звезды оперетты того времени: Юрий Морфесси, Мария Рахманова, Владимир Кавецкий. На первом этаже работал ресторан с кабаре, что делало место центром светской жизни. В 1920-е годы здание перенял Государственный театр комической оперы под руководством Константина Марджанова, а в подвале открылось знаменитое кабаре «Хромой Джо», где по ночам выступали ведущие актеры петроградских театров. В 1929 году здание ненадолго стало домом для «Мюзик-Холла», музыкальной частью которого руководил молодой Исаак Дунаевский, а на сцене дебютировал теа-джаз молодого Леонида Утесова.
Театр музыкальной комедии был создан в Ленинграде осенью 1929 года и первоначально работал в Народном доме на Петроградской стороне. Труппа сформировалась из талантливейших артистов существовавших антреприз и гастролирующих коллективов. Художественным руководителем стал видный деятель оперетты Алексей Феона. Уже к середине 1930-х годов театр с классическими и современными опереттами в репертуаре завоевал любовь публики.
В 1938 году судьбы труппы и исторического здания на Итальянской улице пересеклись: «Палас-театр» был передан Ленинградскому театру музыкальной комедии. Новый сезон в центре города труппа открыла комической оперой «Черное домино» Даниэля Обера.
Самоотверженность артистов в блокаду
Театр музыкальной комедии – единственный коллектив, работавший в Ленинграде все 900 дней блокады. Этот беспрецедентный в мировой истории пример героизма превратил театр в духовный оплот и островок радости для измученных жителей и защитников города.
Сознание того, что искусство нужнее всего именно сейчас, давало артистам силы выживать и творить. Но этот подвиг давался страшной ценой. После бомбежки, повредившей здание в декабре 1941 года, труппа продолжила играть на сцене эвакуированного Александринского театра. В январе не стало электричества, но работа не остановилась – артисты репетировали и выезжали с концертами на фронт и «Дорогу жизни». Спектакли возобновились в марте и шли в промерзших залах при температуре до -8 °C, прерываясь по девять раз за вечер из-за обстрелов. Более ста человек труппы погибли на фронте или от голода, в театре был организован морг для артистов и зрителей. Если актер не выходил на сцену, это почти всегда означало его смерть.
Несмотря на потери, было дано 15 премьер, которые посетили 1,3 млн зрителей. Билеты покупали за дневную порцию хлеба. Труппа провела на фронтах и в госпиталях свыше тысячи концертов, перечислив в фонд обороны огромные по тем временам 4,3 млн рублей.
Знаковым событием стала премьера первой в стране военной оперетты «Раскинулось море широко», которая состоялась 7 ноября 1942 года в разгар подготовки фашистов к новому штурму. Зал был полон, а билеты на спектакль вручались вместе с боевыми наградами. Музыкальный и драматургический материал, созданный авторами в кратчайшие сроки, был практически полностью списан с реальных событий и лиц.
В XXI веке коллектив театра переосмыслил материал, создав музыкальную фантазию на темы этой комедии, адаптировав текст и музыкальный материал для восприятия зрителем XXI века. В 2023 году Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии был удостоен специального приза экспертного совета Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» за создание музыкального памятника жителям блокадного Ленинграда.
Новые горизонты
После войны театр вступил в пору расцвета. На сцену вышло новое поколение артистов: Зоя Виноградова, Виталий Копылов, Альфред Шаргородский. Особую эпоху составило руководство Владимира Воробьева (1972–1988), при котором театр нашел новое творческое лицо. Именно тогда в репертуаре появились первые отечественные мюзиклы: «Свадьба Кречинского», «Труффальдино», «Дело», ставшие визитной карточкой коллектива.
После сложного периода капитального ремонта в 1990-е годы театр под руководством Юрия Шварцкопфа (с 2005 г.) вступил в новую эру. Было налажено сотрудничество с ведущими мировыми театрами, в афише появились лицензионные мюзиклы, а классические постановки завоевали профессиональные премии. Особого внимания заслуживает уникальный проект «Белый. Петербург», созданный композитором Григорием Фиртичем специально для труппы Театра музыкальной комедии. Экранизация этого спектакля вскоре будет доступна зрителям со всей страны благодаря проекту «Золотой фонд театральных постановок России».
Подробнее о специфике произведения Андрея Белого «Петербург» и сложностях его экранизации.
Сегодня репертуар театра – это гармоничный сплав классики и современности: от оперетт Кальмана и Легара до мюзиклов «Петр I» и «Хозяйка Медной горы». Уникальным проектом стал фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине, где искусство звучит в обрамлении живописной природы. Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, храня память о прошлом своего города, вдохновленно смотрит в будущее, оставаясь одним из самых ярких и любимых театров петербуржцев.
мы в дзене