18 мая состоялась премьера сериала «Балет» от режиссера и актера Евгения Сангаджиева, снявшего нашумевший Happy End. Обозреватель TV Mag Ольга Дубро – о двойственных впечатлениях после просмотра.
Тема закулисья театра и кино поднимается режиссерами исключительно редко, поэтому почти всегда выход нового сериала про изнанку творческого мира становится событием – от ставшей культовой «Оттепели» Валерия Тодоровского до совсем свежих «Актрис» Федора Бондарчука и Паулины Андреевой. Едва утихли споры по «Актрисам», как случилась долгожданная премьера сериала «Балет» от той же «Студии Видеопрокат» Сергея Бондарчука-младшего и Алексея Киселева. Долгожданная – потому что сериал прошел долгий путь от идеи к воплощению, его пришлось фактически переснимать из-за замены актрисы, исполняющей центральную роль. Съемки начались с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли, а вышел сериал с Аллой Сигаловой – и похоже, что проект от этого только выиграл.
Сюжет стартует с 1984 года. Советская прима-балерина Рута Адамкуте выступает в США на гастролях с театром. В это время на родине на нее заводят дело, о чем ей сообщает по телефону ее молодой человек и коллега Андрей Пронин. Рута принимает решение остаться в Штатах. Ее карьера складывается удачно – она становится востребованной танцовщицей, меняет фамилию на Майерс, а затем основывает собственную студию современного балета. Ей рукоплещут залы, но Рута переживает творческий кризис – ей больше нечего сказать зрителям. В этот переломный момент она получает предложение от директора Национального театра России Игоря Корнеева, который приехал на премьеру ее последней постановки в США. Он зовет Руту поработать на родине – поставить что-то в своем стиле, разбавить классический репертуар главного балетного театра страны прогрессивным спектаклем. И вот спустя 40 лет мировая звезда танца впервые возвращается в родные стены в поисках вдохновения и творческого роста, а встречает сопротивление патриархальной системы, закулисные интриги, бывших заклятых друзей и врагов. Своевольная Рута собирается играть по своим правилам и наводить шороху не только в театральных цехах, но и в жизни бывшего возлюбленного Андрея Пронина, ныне художественного руководителя театра.
По словам продюсеров в самом начале съемок, сериал должен показать, какой ценой дается искусство артистам, каких усилий стоит создание балетного спектакля и что стоит за красивой поставкой. Первая же серия демонстрирует, что высказывание куда более смелое. В центре внимания – конфликт новаторства с традициями, творчества с бюрократией, новых веяний с вечной классикой. Проще говоря, в некоем выдуманном театре, собирательном образе всех главных российских театров, руководство не желает ничего менять. Нам намекают, что не сильно-то и изменились порядки с доперестроечных времен: мол, как раньше КГБ душило свободолюбивых творцов и вынуждало эмигрировать, так и сейчас главное, чтобы «сверху» одобрили. В руководстве театра упираются лбами технократы и блюстители старого порядка, вот только что на самом деле стоит за их идеями? Судьба театра или желание продвинуться по карьерной лестнице? О том, что артистам приходится пахать в три смены, тоже говорится, но речь не о самопожертвовании во имя искусства, а об эксплуатации танцоров, и, как следствие, механическом исполнении, усталости, дежурном отношении к работе. В общем, условный главный театр страны, фасад которого «играет» Большой, а интерьеры – Михайловский, выглядит таким себе затхлым болотцем, а не лебединым озером.
Не потонуть в потоках разоблачений помогают только фрагменты спектаклей с участием реальных артистов балета, которые напоминают, что сериал вообще-то про нашу национальную гордость. Вообще не совсем понятно, на какую реакцию рассчитывали создатели. Отбить желание идти в театр смотреть классический балет? Ценителей и знатоков балета у нас и так, скажем прямо, немного, это искусство для избранных (особенно учитывая цены на билеты). Персонаж Игоря Гордина прав, когда говорит, что люди копят на билет и идут, чтобы хоть раз в жизни увидеть знаменитое «Лебединое озеро». Именно в классической постановке! Ведь это легенда, культурное достояние. И вряд ли эти люди после спектакля будут думать: «Ах, как это все старо, не хватает свежего взгляда».
Или расчет на наши низменные интересы: кто с кем спит, кто кого покрывает, кто кого подставляет? Этого в сериале навалом. Да, «кухня» всегда интересна. Но так ли надо знать зрителю, сидящему в зале и замирающему от восторга, что у худрука конфликт с директором, основной состав презирает кордебалет, а танцоры валятся с ног от усталости, потому что этот спектакль уже седьмой за три дня? Тогда почему это должно быть интересно зрителю у экрана? Или все-таки цель – показать, что это закулисье не может испортить и отменить происходящее на сцене волшебство?
Если отбросить рассуждения об искусстве и авторском замысле, сюжет пока не сильно увлекает. Несмотря на интересный актерский состав, на красивую постановку, на Аллу Сигалову, которая убедительна в своей роли как мало кто , ведь она, подобно своей героине, всю жизнь провела около сцены как хореограф, педагог, постановщик. Мотивация Руты не ясна, характеры персонажей пока набросаны схематично, вот разве что линия с ее бывшим возлюбленным Прониным вызывает интерес. Но действие развивается так медленно, а диалоги такие вялые, что есть риск не дотянуть до второй серии.
Впечатление от просмотра остается двоякое. С одной стороны – убедительная актерская игра, достоверность всего и всех в кадре, красивый визуальный ряд и, конечно, исполнение классической и современной хореографии профессиональными танцорами. При этом сериалу не хватает чего-то самого главного, что захватило бы с первых минут. Того, что было в «Актрисах», где можно было буквально почувствовать запах кулис. Это большая и качественная работа, в которой пока нет своей атмосферы.
Фото: НМГ Студии, Wink