С понедельника, 29 марта, телеканал «Россия 1» показывает «Теорию вероятности» – сериал о молодом и гениальном математике, который выбрал неправильное применение своим талантам. Обозреватель TV Mag делится мнением, что проект не зря так долго ждал своего звездного часа.
Молодой гений от математики Никита Пирогов пытается помочь своему брату уйти от карточных долгов. Он разрабатывает схему расположения камер слежения в казино, которую старший Пирогов использует при попытке обыграть заведение. Но все идет не по сценарию, и брату с его невестой приходится поплатиться жизнью за этот провал, а на Никиту вешают долг непутевого родственника. Владелец казино Пастырь, сопровождающий каждую мысль цитатами из Нового Завета, предлагает студенту возможность отыграться, но Никита ловит крупье на передергивании карт. Пастырь побежден, раздосадован и готов мстить за публичное унижение, но тут в игру вступает его конкурент по прозвищу Акелла. Впечатленный талантом юного математика, Акелла предлагает Никите защиту и покровительство, если тот поможет вычислить шулеров экстра-класса в его казино. Никита справляется с задачей и остается работать в казино Акеллы «Чикаго», где находит применение своему маниакальному увлечению теорией вероятности. Там, где большие деньги, там жизнь ничего не стоит, поэтому героя ждут метаморфозы: из ботаника, краснеющего при взгляде на проституток, он превращается в игрока, сумевшего вычислить формулу фортуны. Только теперь вместо фишек на кону судьбы людей.
Казино в России уже 12 лет как под запретом, но тема будоражит не менее сильно, чем в те времена, когда игроманы обивали пороги игорных заведений. Этот полулегальный, закрытый мир порочных страстей, легких денег, красивых женщин, ловких рук и бесплатного шампанского на экране всегда вызывал интерес зрителей, как все далекое от обычной жизни и оттого манящее. При этом снимают про игорный бизнес не так много, видимо, чтобы не романтизировать запретный плод, так что Юрий Мороз создал действительно выдающуюся, как минимум темой, вещь. Тут надо сказать, что сериал снимали еще восемь лет назад, потом он по неизвестной причине долго пролежал на полке. За это время тренды в сериальном производстве поменялись, но удивительным образом «Теория вероятности» оказалась в кассу во всем и даже немного опередила время.
Во-первых, режиссер тогда задействовал актеров, которые сейчас оккупировали все каналы. Например, восемь лет назад имя Александры Ребенок еще ничего не сообщало массовому зрителю, не то что сейчас, после яркой роли в «Содержанках». Максима Матвеева за это время вполне могли клонировать, потому что он успевает сниматься везде. Благо его вряд ли можно упрекнуть в самокопировании, да и персонажи Матвеева не походят друг на друга. Оцените, как он из самоуверенного психолога-манипулятора в «Триггере» превращается в лоховатого на вид математического гения (не только за счет романтических кудряшек). А Артем Ткаченко, герои которого обычно не вызывают теплых чувств, здесь самый многогранный и привлекательный персонаж, на которого хочется смотреть и смотреть, несмотря на то что сериал «Преступление» с его участием закончился на прошлой неделе. Не успели заскучать зрители без Николая Козака после опять же «Преступления». А Игорь Миркурбанов просто еще раз подтвердил амплуа лучшего мерзавца на отечественном телевидении.
Во-вторых, Юрий Мороз изобрел практически новый жанр. Как он сам определил, с одной стороны, это остросюжетная сага, с другой – мелодрама с элементами детектива, к тому же полная ироничных диалогов. В этом смысле сериал рвет шаблоны. Сначала шулеру в ангаре отбивают фаланги пальцев, потом герои увлеченно ищут «призовую козявку», в другой сцене женщина делает аборт от насильника, а потом слепая певица сообщает, что «знает, как выглядит мужская пиписька». Нелюбимый сын плачет на плече у матери, а потом ему математика подсказывает, что надо убить конкурента. Праздник жизни и радость от успехов так быстро сменяются драмой, а милые, интеллигентные персонажи так легко идут на преступление, что сюжет и поведение героев вообще не загнать в какие-то привычные рамки. В этом большая заслуга сценариста проекта Алены Званцовой, имя которой можно ставить как знак качества. Именно она писала сценарии для «Оттепели» Тодоровского, «Частицы Вселенной», «Небесного суда» и «Точки», которую снимал, кстати, тоже Мороз.
До сих не понятно, почему сериал так долго прятали от зрителя – судя по отзывам, большинство пребывает в восторге.