Недаром говорят, что россияне и американцы порой совсем по-разному воспринимают одни и те же вещи – особенно кино. Когда в 90-е и начале 2000-х к нам в страну хлынули любопытные голливудские фильмы, мы воспринимали их с восторгом и даже не представляли, что на родине эти картины готовы были сжечь как провальные. TV Mag приводит восемь любимых фильмов у отечественной публики, которые были разгромлены ценителями кинематографа в США.
Осень в Нью-Йорке
Джоан Чэнь, 2000, США
В нашей стране Ричарда Гира знают, пожалуй, по двум фильмам – это, само собой, «Красотка» и «Осень в Нью-Йорке», которая заодно ярко раскрыла для нашего зрителя Вайнону Райдер. И если в США слезливая любовная лирика была разгромлена за банальность и предсказуемость, то у нас она считается невероятно проникновенной драмой о хрупкости подлинной любви. Главный персонаж Уилл – почти 50-летний красавец и успешный шеф-повар, для которого женщины остаются лишь симпатичное хобби: каждая барышня через пару месяцев слышит «твоё время истекло». Однажды он знакомится с Шарлоттой, которая оказывается дочерью одной из его бывших любовниц. Милая рассудительная девушка оказывается не такой, как большинство его женщин, и вскруживает ему голову. Но вскоре выясняется, что Шарлотта очень серьёзно больна, и первая за много лет любовь Уилла грозит обернуться трагедией.
P.S. Я люблю тебя
Ричард Лагравенезе, 2007, США
У судьбы этой ленты очень много общего с предыдущей – и стилистика, и гневные оценки американских киноведов, и популярность в России. В США драму с Джерардом Батлером и Хилари Суонк разносили за клишейность и неправдоподобность, а у нас фильм Лагравенезе считается обязательным пунктом кинопрограммы на 14-е февраля и 8-е марта. Холли и Джерри любили друг друга, но постоянно ругались из-за квартирного вопроса и прочей бытовухи, но их спор решила судьба: муж умер от рака мозга, оставив молодую жену вдовой. Но Джерри успел подготовиться к смерти и оставил Холли стопку нежных посланий, чтобы научить её жить дальше без него: одержимая странным романтизмом к умершему супругу, она едет в Ирландию и переосмысляет их отношения, пытаясь открыться навстречу новому.
Армагеддон
Майкл Бэй, 1998, США
На рубеже веков в прокат поступило множество картин о конце света – в том числе, об угрозе из космоса. «Армагеддон» рассказывал о гигантском астроиде, грозившем разнести Землю, но НАСА придумала отправить в космос команду бурильщиков, чтобы те просверлили в инородном небесном теле дыру и взорвали его изнутри. Глобальный голливудский фильм упрекали за безразмерный пафос, вымученный юмор, излишнюю слезливость и научную недостоверность. Досталось и неубедительному в этот раз Брюсу Уиллису, получившему «Золотую малину». Но фильм прекрасно окупился в прокате и, по сути, стал культовым – особенно в России. Главным образом, нашим зрителям понравилась роль русского астронавта в сюжете. Каким бы анекдотичным ни получился полковник Лев Андропов в исполнении Петера Стормаре, именно он сначала спас планету, а потом и команду, когда они не могли улететь с рушащегося астероида.
Судья Дредд
Дэнни Кэннон, 1995, США
Антиутопия обычно именно так и выглядит: последние гигантские города с остатками человечества, тотальное беззаконие на улицах и лютые судьи-полицейские, творящие правосудие сразу после совершения преступления. Джозеф Дредд считался самым лютым и опасным судьёй, которого больше всего ненавидели все злые силы Мега-Сити: однажды они даже изощрённо подставили его под обвинение в убийстве. Получив страшный приговор, Дредд вырывается на свободу и начинает безудержную войну с бандитским синдикатом, а заодно и коррумпированными властями. Атмосферный и по-своему забавный футуристический боевик тепло встретила российская публика и до сих пор припоминает его в мемах. Вместе с тем, в США «Дредда» закидали тухлыми овощами, а исполнитель судьи Сильвестр Сталлоне получил дежурную номинацию на «Золотую малину».
Мошенники
Реджинальд Худлин, 2002, США
У Джо работка – так себе: ему приходится выслеживать разных людей, совершивших правонарушение или расторгающих некие контракты, но не во имя ареста, а для того, чтобы вручать им процессуальные извещения. Однажды он отдаёт такую бумажку сексапильной Саре, от которой сбегает муж и хочет оставить её ни с чем. Но красотка вдруг смекает, что, если её бывший спутник жизни получит повестку первым, ей достанется половина его состояния. Но ей не под силу провернуть это самой, и потому Сара берёт Джо в долю и обещает ему откатить десять процентов. В России фильм с участием Мэтью Перри на пике сил, а также божественной Элизабет Хёрли был принят как умильная авантюрно-жульническая комедия: его множество раз крутили на федеральных каналах в прайм-тайм. Однако американские критики разбомбили «Мошенников» как вопиющую банальщину, обитель «туалетного» юмора и впустую потраченное время.
Шоугёлз
Пол Верховен, 1995, США
Без этой ленты подобные парады обычно не обходят: долгие годы знаменитая эро-драма Верховена возглавляла большинство из них. В Голливуде самую визуально откровенную работу Верховена беспощадно поджарили местные критики, дав ей рекордные на тот момент семь «Золотых малин», а также превратив название «Шоугёлз» в нарицательное. У нас же специфичный по сюжету фильм считался революционным кино: в середине 90-х российский зритель не мог налюбоваться на обилие голых женских тел, гнусных персонажей и грязных разговоров. Повествование крутилось вокруг девушки Номи с тёмным прошлым, которая приехала в Вегас из американской глуши, чтобы стать успешной танцовщицей. Но мир игрального города порочен и жесток, а Номи становится всесторонней соперницей примы местной стрип-сцены по имени Кристал: вскоре между женщинами повисает и сексуальное напряжение.
Тюряга
Джон Флинн, 1989, США
Это кино стало одним из любимых настольных фильмов россиян в суровые 90-е: многие почитали его одной из лучших работ Сильвестра Сталлоне наряду с «Рембо» и «Рокки». Народу была близка история Фрэнка Леони: когда-то он сбежал из тюрьмы, чтобы повидаться с умиравшим близким человеком, и был обласкан прессой за благородство. Но за полгода до выхода на волю его перевели с комфортной «отсидки» в ужасную тюрягу к ненавидящему его начальнику зоны Драмгулу, от которого он прошлый раз и сбежал. Несмотря на травлю, издевательства и провокации на новый побег, Фрэнк держался до последнего, пока охрана не перешла все границы. Несмотря на искреннюю любовь к «Тюряге» русской аудитории, в США её жестоко разнесли критики, а фильму дали три номинации и одну антипремию в пресловутой «Золотой малине».
Водный мир
Кевин Рейнольдс, 1995, США
Один из самых глобальных и дорогостоящих кинопроектов Голливуда в XX веке изобразил нам максимально проработанный пост-апокалипсис вполне может стоять в одном ряду с сагой «Безумный Макс» и другими большими лентами жанра. Редкий американский фильм в российские 90-е пережил такое количество пиратских перезаписей на VHS и особенно гремел в нашей стране как самый дорогой на тот момент фильм планеты. Гидро-пост-апокалипсис во всех серо-синих красках рассказал об ихтиандре-одиночке, бороздящем затопленную Землю, которому не доверяют обычные люди и противостоит армия пиратов, зовущих себя «курильщиками». Уникальные спецэффекты, декорации и атмосферность, слегка разбавленные сказочно-наивным сюжетом нашла массу поклонников в нашей стране. Однако американские критики называли фильм «осечкой» и отмечали глупость эпизодов, а затем выдвинули его на четыре «Золотые малины», одну из которых получил Деннис Хоппер за роль Дьякона.