Об этом каждый раз приятно говорить вслух: за последние пять лет наше телевидение наконец-то наполнилось множеством по-настоящему классных сериалов, которые и самим приятно смотреть, и не стыдно показать заморскому зрителю. Помимо бюджетов, звездных актеров и качественной режиссуры, есть и более простое объяснение успеха нашего многосерийного кино: они сделаны по образу и подобию американских ТВ-шоу. TV Mag проводит параллели между лучшими сериалами России и США и объясняет, в чем мы научились перенимать у Запада лучшее.
ОБЫЧНАЯ ЖЕНЩИНА
2018-н.в., Борис Хлебников и Наталия Мещанинова
Западный аналог: «Озарк», 2017-н.в., США
На первый взгляд «Обычная женщина» и «Озарк» не так уж и похожи. В нашем случае строгая дама Марина Лаврова ведет двойную жизнь, занимаясь для вида цветочным бизнесом, а на деле рекрутируя молодых проституток для частных клиентов. В заморском варианте выдающийся экономист Марти Бёрд ведет финансовые консультации, подпольно отмывая деньги мексиканского наркокартеля. Но на этом различия заканчиваются, а дальше идут сплошь сходства: в обоих сериалах героям изменяли их супруги, оба ведут дела с могущественными преступниками, «чистят» деньги под соусом фиктивного бизнеса и находят себе специфичных помощников. А главное – ни тому, ни другому так и не удалось скрыть темные делишки от своих семей, включая детей. Главное отличие: Марти занялся всем ради денег, а вот у Марины просто не оказалось выбора.
МЕРТВОЕ ОЗЕРО
2018, Роман Прыгунов
Западный аналог: «Твин Пикс», 1990-2017, США
В этом случае сравнений было никак не избежать, ибо завязка уж очень бросалась в глаза. «Мертвое озеро» начинается с того, с чего когда-то стартовал и «Твин Пикс»: вымышленный северный город сотрясает загадочное убийство девушки из обеспеченной семьи, и для расследования приезжает элитный следователь из мегаполиса. У Максима Покровского даже есть своя телефонная Дайана, как у агента Купера, только в русском варианте ее зовут Наташа и она общается с боссом напрямую. В остальном все очень похоже: местные обычаи, включая верования коренных народов, специфичное восприятие гостя жителями города и много мистики. Правда, наш герой все же приехал смертельно больным, что дополнительно раскрепощало его в смелых шагах. Строго говоря, в источниках вдохновения «Озера» наверняка был и знаменитый фильм Нолана «Бессонница» с похожим сюжетом – одни красочные северные пейзажи на это явно намекают.
СОДЕРЖАНКИ
2019-н.в., Константин Богомолов
Западный аналог: «Девушка по вызову», 2016-н.в., США
Тут все тоже не так уж явно, тем более что американский сериал представляет собой антологию: за два сезона мы успели проследить три отдельные сюжетные линии. В «Содержанках» же десятки людей повязаны друг с другом на просторах богатой и пресыщенной Москвы – как финансово, так и постельно. Родственность двух саг начинается с того, что обе можно назвать самыми откровенными сериалами в истории обеих стран – такого количества ярких сцен соитий мы еще нигде не видели. И у нас, и у них на первом плане одинаковый набор: разврат, грязный секс, корыстные совокупления во имя своих интересов и бесконечные переплетения судеб. И конечно, в обеих историях главные героини – женщины; они временами пытаются добиться правды, но в основном устремлены только к деньгам, комфорту и плотским услаждениям.
ОЛЬГА
2016-н.в., Артем Логинов
Западный аналог: «Бесстыдники», 2011-н.в., США
Единоутробность этих сериалов прослеживается, начиная даже с их долгожительских особенностей: «Ольга» живет небывало долго по нашим меркам – уже четыре сезона и лупит рейтингами всех подряд. «Бесстыдники» ближе к осени выпустят 11-й сезон и обещают, что он станет последним, хотя и это пока не факт. Корни у эпопей тоже единые: семьи, состоящие из одних «уродов», сильный женский персонаж, на котором все держится, а также безответственный папаша-пройдоха, старательно губящий жизнь своим близким. Единственное, что у Ольги все же есть свои дети от нескольких мужчин и она взрослая, хотя и по-прежнему привлекательная женщина. А Фиона, которая тащила семейство Галлагер, занималась собственными братьями и сестрами вместо потомства, но в позапрошлом сезоне она все же покинула их, чтобы заняться собственной жизнью.
ЭПИДЕМИЯ
2019-н.в., Яна Вагнер
Западный аналог: «Ходячие мертвецы», 2010-н.в., США
«Эпидемия» – самый актуальный сериал в России за последние годы. Во-первых, именно он в красках показал, к чему мы не хотим прийти по итогам пандемии: разруха, падение цивилизации и взаимная людская агрессия в духе «пырнуть ножом незнакомца, если он кашляет». Да и высадка китайцев в конце первого сезона добавляет злободневности. Во-вторых, первый столь глобальный русский апокалиптический сериал показал, что при желании мы можем снимать ничуть не хуже, чем за рубежом. По динамике, яркости сюжета «Эпидемия» едва ли не превосходит первые сезоны «Ходячих мертвецов». К слову, наш сериал не так слепо следует кодексу зомби-апокалипсиса – в основном в центре внимания находятся выжившие и их проблемы, а на реальное семейство зомбарей Сергей, Анна, Леня, Ира и остальные наткнулись лишь однажды. Кроме того, вирус в «Эпидемии» не выглядит смертельным и бесповоротным, ведь некоторым удавалось и вылечиться. В остальном все схоже: страшная болезнь, сатанеющие люди, выживание и поиск припасов, а также стремительно растущие новые объединения людей, пытающихся придумать новый мировой порядок.
ШТОРМ
2019-н.в., Борис Хлебников
Западный аналог: «Во все тяжкие»
Один из самых бодрых и остросюжетных сериалов современной России «Шторм», на первый взгляд, не имеет почти ничего общего с величайшей теледрамой в истории США (а может, и всего мира). Но если разбираться по порядку, все встает на места. Начать с сюжетного толчка: в первой же серии как школьный учитель Уолтер Уайт, так и полицейский из отдела по борьбе с коррупцией Сергей Градов осознают незавидность своего положения. Но если первый болен сам и готов варить метамфетамин, чтобы заработать денег и не оставить семью в нищете, то у второго так сильно больна любимая женщина, что он готов вымогать взятку у большого чиновника для ее лечения. Обоим приходится делать тяжелый выбор, жуткими масштабами нарушать закон и умываться кровью. Особое родство двум персонажам придает тот факт, что по следу каждого из них шел близкий друг, который в конечном итоге узнал правду и объявил близкому человеку войну.
МЕТОД
2015-н.в., Юрий Быков
Западные аналоги: «Декстер», 2006-2013, США, и «Настоящий детектив», 2014-н.в., США
О вторичности сюжетного принципа «Метода» много говорили еще даже до выхода сериала на ТВ. С одной стороны, тут всплывает Декстер Морган, который рубит маньяков и складывает их в пакеты, чтобы утолять жажду крови и отомстить за свою боль. Наш Родион Меглин прошел куда более серьезную подготовку и убивает изуверов с молчаливого согласия начальства, выделившего ему «самые широкие полномочия». Но если от этой параллели создатели открещивались, то не скрывали, что «Настоящий детектив» отчасти вдохновил «Метод»: здесь тоже обсуждают расследование в прошедшем времени и пытаются уловить личную точку зрения участников оперативных действий. Есть подозрение, что застрявший в пути второй сезон одного из самых качественных современных сериалов России окончательно отделит его от аналогов и добавит индивидуальности, но для этого нужно, чтобы он, наконец, вышел.
ТРИГГЕР
2018-н.в., Дмитрий Тюрин
Западный аналог: «Доктор Хаус», 2004-2012, США
Да, все в курсе, что в отечественном случае речь о молодом психологе, а в заморском – о весьма взрослом диагносте-инфекционисте-оркестре. В остальном Артем Стрелецкий и Грегори Хаус – это энергетические братья. Оба слыли прирожденными высокомерными манипуляторами, которым нравится быть в ссоре со всем миром и провоцировать всех подряд. К тому же они оба рассматривают каждого пациента как отдельное расследование и готовы вламываться в его жизнь, только бы узнать правду. Для этого что первый, что второй гений нанимают себе команды, правда, у Стрелецкого из «Триггера» она состоит из всего лишь одного человека. У обоих «перманентный конфликт с отцом», зависимость от близкого податливого друга, который всегда поможет (у Артема – Денис, у Хауса – Уилсон), и дикий бардак в личной жизни, хотя им искренне хочется счастья. И да, разумеется, оба успели посидеть в тюрьме.