На прошлой неделе на канале «Россия 1» стартовал сериал «Черное море», и его выход был изменен. Проект рассказывает о шпионах, и главные роли в нем сыграли Павел Трубинер и Екатерина Вилкова. Обозреватель TV Mag посмотрел военную ленту и разобрался, почему проект может считаться успешным.
1944 год, канун Крымской наступательной операции, призванной выбить немецкие войска с полуострова. В акватории Новороссийска, важнейшего черноморского порта, в результате подрыва тонет советский военный корабль – местному командованию ясно, что это диверсия. В город прибывает сотрудник Смерша, капитан второго ранга Сергей Сабуров, лучший специалист в борьбе с подводными диверсантами. На месте его встречают бывший однокурсник Егор Солей и его жена Елена, у которой, судя по холодному взгляду, была в прошлом неприятная история с Сабуровым. Улики указывают, что явка у диверсантов находится на рынке – в толчее проще передавать донесения. Но в ходе операции по поимке врагов Солей гибнет, прикрыв собой Сабурова, и Елене, теперь вдове, становится вдвойне сложно работать бок о бок с товарищем кавторангом. А работать надо: новые диверсанты появляются из пены морской, используя бреши в береговом патруле. Они прекрасно экипированы, снабжены настоящими документами и несут новейшие магнитные мины, способные потопить что эсминец, что крейсер. Смогут ли герои отставить былые обиды и сплотиться перед лицом врага?
Как несложно догадаться, сериал «Черное море» снимался специально к показу перед празднованием 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Режиссер Сергей Щербин («Реализация», «Жизнь прекрасна») вкладывал в свое творение назидательный смысл: «Мне бы хотелось, чтобы, посмотрев наш сериал, молодое поколение прониклось историей настоящих профессионалов своего дела, которые бились за Победу, не жалея себя». Человека молодого проще увлечь зрелищным экшеном, чем драматическим психологизмом, и с этим в «Черном море» все в порядке. Первый взрыв случается минуте на третьей, каждая серия упакована лихими перестрелками, где кровища брызжет от каждого попадания, диверсанты ловко маскируются под советских военных, так что героям в адреналиновом раже нужно быстро соображать, кого уничтожить – накал таких сцен высок, но снято все достаточно четко, чтобы не превратить экшен в беспорядочную мельтешню. В рецензиях редко упоминают операторов телепродукции, но Иван Алимов и Григорий Яблочников выполнили свою работу на самом высшем уровне – и не только боевые моменты им удалось раскрыть на отлично: здесь достаточно поэзии в натурных сценах, чтобы ни один черноморский вид не замылился.
Но экшен экшеном, а работа контрразведки одной пальбой не ограничивается – и сценаристы проекта сделали все возможное, чтобы деятельность Смерша была раскрыта подобающим образом. Сериал смотрится как крепкая детективная конструкция, где герои порой идут по ложному следу, но, сделав выводы на основе собранной информации, смогут кого надо найти и обезвредить. Наконец, актерский состав подобран с похвальным тщанием – и надо видеть, как Павел Трубинер и Екатерина Вилкова легко перевоплощаются из наивных и светлых курсантов, чьи отношения показаны флешбэками, в хлебнувших горя военных. Отдельной похвалы достоин Андрей Руденский, чей начальник разведшколы абвера Адриан Котряну, возможно, чересчур ясно изъясняется по-русски, но его железный взгляд обещает немало тягот «нашим» героям. При желании в сериале можно найти некоторые несоответствия по костюмерно-бутафорской части, но на такие мелочи совершенно не хочется обращать внимание, когда видишь картину в целом. Достойный сериал к праздничной дате.