В понедельник на телеканале «Россия 1» состоялась долгожданная премьера многосерийного фильма «Зулейха открывает глаза». Обозреватель TV Mag Ольга Дубро – о том, почему сериал нужно смотреть как историю о человеке, а не эпохе.
Маленькой татарской крестьянке Зулейхе и так живется несладко. Она похоронила в младенчестве четырех дочерей, терпит побои от властного мужа и тиранию свекрови Упырихи. Но тут приходят красные, и жизнь Зулейхи спускается еще на один уровень ада: мужа убивают, имущество национализируют, а саму ее угоняют в Сибирь с другими раскулаченными. Печальный обоз сопровождают красноармейцы во главе с Иваном Игнатовым, который потом сыграет в жизни Зулейхи ключевую роль. До глухой тайги без еды, крова, теплой одежды и средств к выживанию доберутся немногие – всего десятка три ссыльных. Компанию на долгие годы Зулейхе составят гениальный и полусумасшедший доктор, семья петербургских интеллигентов, уголовник, художник и разные другие люди, которые вряд ли встретились бы в обычной жизни, но вынуждены выживать вместе. Не все останутся людьми в нечеловеческих условиях, но хрупкая Зулейха найдет силы пройти через испытания. Но об этом пока еще известно только тем, кто прочитал первоисточник – одноименный роман татарской писательницы Гузель Яхиной.
Вот почему вокруг премьеры был такой ажиотаж: дебютный роман Яхиной «Зулейха открывает глаза» стал бестселлером сразу после выхода в 2015 году, и с тех пор ходили разговоры о его экранизации. Очевидно, что ожидания от сериала связаны с книгой: кто и как сыграет Зулейху, насколько фильм будет соответствовать литературной основе и как режиссер отразит ту постыдную часть нашей истории. Впрочем, не будем давать оценки эпохе – фильм не про нее. Тем более это и без нас сделают зрители, от чьих взглядов на советское прошлое зависят их впечатления от кино. Можно прогнозировать вторую волну (после книжной премьеры) споров на тему раскулачивания и репрессий – и совершенно зря. Исторические события здесь служат кровавым фоном для развития личной истории Зулейхи – женщины, которая не закрыла глаза от страха и отчаяния, а сумела найти в себе силы для нежности, надежды и новой любви, которая случилась вопреки всему.
«Зулейху» в свое время критики нарекали беллетристикой – мол, литература для массового читателя, написанная слишком примитивно. Но именно благодаря простому, даже кинематографичному языку, книгу удалось экранизировать без больших потерь. Экранный сюжет четко следует книжному, оставляя ключевые сцены. Роман не источник для авторской адаптации, а полноценный сценарий, хоть и сокращенный, чтобы уложиться в восемь серий. «Мирную» жизнь Зулейхи уложили в полсерии, но этого оказалось достаточно, чтобы понять персонажа. Чего стоит безмолвная сцена в бане, которая показывает место жены в семье Муртазы. Побил, тут же грубо полюбил, а она лишь молча продолжила мыть пол, оправив рубашку, – бесправная слуга, рабыня, принимающая все как должное. Понятно, почему татарские рецензенты отчаянно ругали роман, а теперь, наверное, будут ругать и сериал: по их мнению, «описание татарского быта и традиций не соответствует действительности и является проявлением неуважения ко всему татарскому народу».
К счастью, «Зулейха» относится к тем сериалам, где у зрителя есть возможность прожить историю вместе с героями, оценить режиссерский замысел, художественные жесты вроде фольклорных рисунков на снегу, не отвлекаясь на халтурную актерскую игру. Это возможно, когда в кадре такие актеры, как Чулпан Хаматова с ее суперспособностью быть вне возраста и говорить взглядом. За всю серию героиня Чулпан произносит только два слова, но так много выражает глазами (возможно, слишком умными для этой роли), что закадровый текст без надобности. Можно оценить четкое попадание в образ Муртазы в исполнении Рамиля Сабитова и его любимой матери, которую сыграла Роза Хайруллина, – сама едва живая и ослепленная эгоистичной любовью к сыну, она готова сжить со света всех, с кем приходится делить Муртазу, и в первую очередь ненавистную сноху.
Одна из самых сложных ролей сериала досталась Евгению Морозову, который еще не так известен и опытен, как его партнеры. Убежденному революционеру Ивану Игнатову предстоит разочароваться в своих идеалах, но до этого он успеет побыть и палачом, и лично провести раскулачивание, и еще много чего сделать во имя «счастливого» будущего. Отношение к нему в книге складывается долго, трудно, меняется несколько раз, но, глядя на Евгения Морозова, все встает на свои места.
Впереди нас еще ждет встреча с Сергеем Маковецким, Александром Башировым, Романом Мадяновым и другими прославленными актерами. И это одна из многих причин, почему нужно открывать глаза вместе с Зулейхой по вечерам и смотреть сериал до конца.
Фото: кинокомпания Русское, телеканал Россия 1