С 30 марта на «России 1» идет мелодрама с детективным сюжетом «Паромщица», которая уже собрала высокие рейтинги. Обозреватель TV Mag Ольга Дубро – о том, почему сериал можно смотреть с закрытыми глазами и все равно угадать сюжет.
В родной Излучинск возвращается после учебы в Москве семья Титовых: Надя, Лев и их сын Костя. У них большие планы на жизнь: Надя собирается работать главным экологом заповедника, которым руководит ее отец Роман Романович, а Льва ждут в местной мэрии, где он будет отвечать за культуру. Но не все рады новым кадрам, и больше всего возмущается старый паромщик Харитоныч, которому совершенно не по душе планы закрыть заповедник от людей. Встреча с седым паромщиком, вопреки песенному сюжету, отбирает у Надежды надежду на счастливое будущее в родном Излучинске. Мелодрама оборачивается остросюжетным детективом, когда на пароме происходит убийство Харитоныча. Сценаристы потрудились, чтобы все улики обернулись против Нади: алкогольное опьянение, ссора со стариком, брошенный через плечо взгляд на ружье и внезапный обморок. Когда девушка очнется, паромщик будет мертв, а у нее в руках будет зажато то самое ружье.
Надю обвинят в убийстве, и ей придется променять родные березки заповедника на серые стены и казенную робу на долгих шесть лет. Возвращение домой обернется не меньшей трагедией, ведь отец умер еще несколько лет назад, муж живет с другой, а сын не желает знаться с зэчкой-матерью. Единственная вакансия, которая для нее находится, – паромщица на той самой злосчастной переправе. Теперь Надежда перевозит людей с этого берега на тот, а свободное время посвящает поиску тех, кто ее подставил. Также ей придется преодолеть презрение целого города и вернуть себе сына.
Сериал с самого начала удивляет нестандартным сюжетным ходом: полная надежд и планов героиня возвращается в родную деревню после учебы в Москве. Обычно же в кино все наоборот – это в столицу из провинции тянутся гуськом за счастьем и лучшей жизнью русские красавицы с косой через плечо. Вот это поворот, так и хотелось бы воскликнуть, но нет: уже во второй серии становится понятно, что это был единственный сюрприз, припасенный авторами. Дальше все идет как по сценарному учебнику: герой (в нашем случае героиня) отправляется в тюрьму за преступление, которого не совершал, выясняет, что кругом предатели, а выйдя, начинает рыть землю в поисках настоящего преступника, дабы восстановить справедливость и вернуть себе честное имя. К этому приему обращаются авторы и дешевого «мыла», и громких распиаренных проектов вроде последнего «Триггера»: подстава – тюрьма – отмщение – новая встреча. Далее остается только обрисовать героев и найти повод для преступления, и от этого зависит, насколько даже не интригующим – просто смотрибельным – будет сериал.
С выписыванием характеров в «Паромщице», на первый взгляд, проблем нет – они предельно однозначны. Вернее, это и есть главная проблема: слишком картонные персонажи не способны ничем удивить. Ненадежный муж, который показывает слабину уже на этапе допросов жены, лицемерные подруги, влюбленный и преданный друг детства, честный и категоричный отец – никакого двойного дна, никаких душевных метаний. И только Надежда в исполнении Глафиры Тархановой показывает хоть какие-то грани характера. С одной стороны, это наивность, слепая доверчивость и девчачья челка, с другой – строгий взгляд учительницы и угрозы в стиле «я сейчас папе позвоню».
Несмотря на внушительную фильмографию, Глафира Тарханова запомнилась только одной по-настоящему яркой ролью – Даши Щукиной в «Изменах». Но и после этого фееричного появления в образе стервозной жены богатого мужа, который ей до чертиков надоел, она снова увязла в однотипных мелодрамах, как в болоте, в котором тепло и уютно, но перспектив никаких. Так и в «Паромщице» – опыт Тархановой помогает ей достойно выглядеть в кадре в предложенных обстоятельствах, но из-за скучных до зевоты диалогов и заезженного сценария эта роль затеряется среди десятков подобных.
Фото: Россия 1, «Кинокомпания Гамма»