На телеканале НТВ начался показ остросюжетного детектива «Горячая точка» с Арсением Робаком и Александром Носиком в главных ролях. Обозреватель TV Mag Евгений Лазаренко – о том, почему новый проект является обычным боевиком.
2001 год, страна продолжает тушить пожар войны и бандитизма, мирные времена еще впереди. По возвращении в родное захолустье со второй чеченской контрактник Женя попадает из одной горячей точки в другую. Его девушка хоть и дождалась, но успела от семейной безысходности сесть на иглу – она среди многих теперь питает мятыми сотками цыганский наркокартель. Мать с отчимом-афганцем рады бы расширить клиентуру своей лесопилки, но приходится всерьез печься о безопасности, с тех пор как местный авторитет подослал братков за данью. В попытках защитить родных и близких Жене предстоит еще больше сблизиться с друзьями и вступить в схватку не только с бандитами, но и с глубоко коррумпированной властью.
Молодой герой по возвращении из Чечни снова берется за оружие, вписываясь за своих, – ничего не напоминает? «Молодые ветра» группы «7Б», что обдувают кровавые титры «Горячей точки», идут первым номером в саундтреке «Брат-2. За кадром» – и чем дальше, тем больше намеков на балабановскую дилогию предлагает сериал. Образ Данилы Багрова совершенно явно отразился на манере Арсения Робака в главной роли: «Конечно, я пересматривал боевик, обращая внимание на то, как он <Сергей Бодров> играет, и потом старался делать все по максимуму, с наибольшей самоотдачей». 25-летний сын Александра Робака уже неоднократно появлялся на экране в остросюжетных картинах, а с недавних пор и на первых ролях – от отца ему достался маскулинный дух, который особенно ценится в продукции на НТВ. И хоть, как злорадствуют комментаторы, «Робак-младший до русского Рэмбо не дотягивает», за его героем правда – а значит, и сила, как сказал брат Данила.
Впрочем, подобных философских обобщений «Горячая точка» не предлагает – здесь все более приземленно и однозначно, чем у Балабанова. Настолько, что опасная партия разыгрывается только черными и белыми фигурами. Женю и его соратников не заподозришь в моральном релятивизме, они непогрешимые молодцы, а их противники – сплошь упыри и вурдалаки. Душевным терзаниям здесь подвержен лишь капитан УГРО Эдуард, женин друган, – но кто ж его осудит, если он не захотел поступить, как Павлик Морозов, сдав ушлого отца властям?
Такая безыскусная прямолинейность мешает по-настоящему увлечься просмотром – просто ждешь, когда кто-нибудь кого-нибудь побьет и пристрелит. Интрига с кавказцем, очень похожим на того, что приставил на войне нож к горлу главного героя, слишком быстро исчерпывается, чтобы вдоволь пощекотать нервы. Все чеховские ружья непременно выстрелят, все негодяи получат по заслугам, пусть и хорошим парням придется нахлебаться крови. Социальный комментарий очень сложно притянуть к дню насущному – все же такого вопиющего беспредела на местах не творится, криминал сейчас имеет совсем другой образ, коррупция – иной оттенок, тема фронтового братства совершенно чужда новому поколению, а героин остался где-то в «Криминальном чтиве». Перед создателями и не стояла задача догнать и перегнать Тарантино – достаточно, чтобы «Горячая точка» спокойно стояла в одном ряду с «Лесником», «Братанами» и прочим незатейливым «мужским кино».