На Первом канале состоялась премьера сериала «Ученица Мессинга», частично основанного на реальных событиях и воспоминаниях ассистентки легендарного телепата. Обозреватель TV Mag Ольга Дубро – о том, почему в успехе проекта начинаешь сомневаться еще до просмотра.
Юная Ольга с трогательными косичками отправляется с матерью на курорт по профсоюзной путевке, где ей суждено впервые признать в себе экстрасенсорные способности. Чудом попав на концерт всесоюзно известного телепата Вольфа Мессинга, она знакомится с великим артистом и получает предложение стать его ученицей. Полная сомнений и надежд, Ольга отправляется к Мессингу в Ленинград, где живет в его квартире под присмотром духа покойной жены, жарит ему котлеты и постигает азы гипноза. Так вчерашняя школьница становится ассистенткой Мессинга, а затем начинает самостоятельный путь на сцене.
Сериал снят в 2017 году, но премьера состоялась только сейчас, на излете интереса к экстрасенсам. Хайпануть на теме уже не получится, как в 2009-м, когда на экраны вышел сериал «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» с Евгением Князевым, – в то время экстрасенсы только становились телевизионным трендом. Сейчас же, когда мистическая тема основательно изжевана, судьба даже не самого Мессинга, а его ничем не примечательной ученицы не способна взволновать умы зрителей.
Сериал снят по воспоминаниям якобы реальной ассистентки Мессинга Ольги Мигуновой (так она сама утверждает), которая живет и здравствует до сих пор, возглавляет «Культурно-лечебный центр Ольги Мигуновой». Одним из продюсеров проекта выступила ее дочь, работавшая над фильмом «Легенда №17». Так и вырисовывается путь, по которому мемуары Мигуновой попали на телевидение и заинтересовали Первый канал.
Сразу надо сказать, что в титрах черным по белому прописано, что история лишь частично основана на реальных событиях (читай: вымысла там, скорее всего, больше, чем правды). И все же перед тем, как оценивать художественную ценность сериала, отметим, что ни совместных фотографий, ни упоминания в «Википедии» о сотрудничестве Мессинга и Ольги нет. У него было всего две ассистентки: жена Аида и Валентина Ивановская. Про самородка из Благовещенска история умалчивает. Зато сериал в очередной раз подтверждает сомнительные факты из жизни Мессинга – например, его встречи с Эйнштейном, которые давно оспорены. То есть уже шестая телеистория о легендарном телепате мусолит неподтвержденные данные его биографии, что у любого подкованного в вопросе зрителя вызовет недоверие.
Артист психологического жанра сам по себе особого внимания не привлекает, он нуждается в пиаре. Похоже, последовательница артиста берет пример с учителя: перед выходом сериала в СМИ появилась целая серия интервью рыжеволосой целительницы, которая рассказывала о своей судьбе, книге и съемках проекта. Вопрос, кто кого рекламирует – Ольга сериал или сериал Ольгу, оставим открытым.
Но даже если это очередной вымысел и спекуляция на известной личности, хочется хотя бы просто наблюдать за красивой и хорошо снятой историей. Для мистического сериала, в котором почти ничего не происходит, требуется больше харизмы, атмосферы и собственно мистики. Но по всем трем фронтам чувствуется недовес. В первой же сцене таинственное слишком топорно вступает в противостояние с реальным: деревенского вида бабушка беспрепятственно входит в родильный зал и, отобрав у недоумков-акушеров скальпель, шепотом и силой мысли вызывает у роженицы естественные роды, а затем оживляет младенца, не забывая прикрикнуть на врачей. Такая мистика называется бредом кинематографистов.
Словом, происходящее вызывает больше вопросов, чем интереса. Правда, к актерам их почти нет. Татьяна Чердынцева, которая сыграла Ольгу, убедительна во всех возрастах своего персонажа. Как минимум исполнение 30-летней актрисой роли школьницы с косичками не травмирует, а это уже немало.
Что касается роли самого маэстро, Мессинг в исполнении Юрия Беляева выглядит жутковато. То ли дело в ужасном парике-мочалке, то ли в угрюмом характере персонажа, то ли в том и другом, но Евгению Князеву удалось создать более приятного гипнотизера. Если у Князева это был добрый, местами наивный и чуткий к людям человек, который нес на себе бремя дара, то у Беляева он вышел резким, нетактичным и требовательным. Впрочем, есть информация, что сама Ольга Мигунова консультировала артистов на площадке. Ей, очевидно, виднее.
Фото: «Студия Артель»