Наверх
7300

Ольга Дубро
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Ни белое, ни красное: почему сериал «Крылья империи» достоин того, чтобы показать его целиком на главном канале страны

На Первом канале возобновили показ сериала «Крылья империи» после двухлетнего перерыва. Обозреватель Tricolor TV Magazine Ольга Дубро – о том, почему картина выглядит едва ли не самым удачным размышлением на тему революции.

премьера, триколор, тв, журнал

Сериал убрали из эфира в 2017 году, после чего телезрители собирали подписи под петицией #ВернитенамКрылья

О русских сериалах, тем более повествующих о переломном периоде начала XX века, среди критиков принято говорить либо плохо, либо никак, и это не вина критиков. Но тем приятнее нарушить этот негласный порядок и заявить, что сериал «Крылья империи» удался по всем позициям. Будем надеяться, что в этот раз зрителю посчастливится досмотреть его до конца.

Почему в этот раз? Потому что первая попытка показать сериал состоялась в 2017 году – точно к 100-летию революции. Но после показа четырех серий картину спешно сняли с эфира – якобы из-за отсутствия интереса. Официальные комментарии от канала так и не были озвучены, но попробуем предположить, что причина кроется в слишком честном, беспристрастном и идущем вразрез с идеологией взгляде на те события. То, что сериал все же вернули в эфир, пусть спустя два года и в мертвый сезон, можно считать удачей для зрителя.

Это едва ли не единственный современный сериал о гибели империи, не окрашенный ни в белый, ни в красный. Он не оплакивает хруст французской булки, не романтизирует отчаянных революционеров, не особо сочувствует мещанам и уж точно не возносит до небес элиту Серебряного века. Режиссеру хватило смелости быть объективным – настолько, насколько это возможно. Для этого он главными героями делает людей трех сословий и рассказывает об их пути в революцию. Вышедший из юнкеров офицер, преданный императору и родине, Сергей Кирсанов-Двинский, дочь обрусевшего немца-булочника Софья Беккер и рабочий завода, выходец из деревни Матвей Осипов, – все они разными тропами оказываются в одной мясорубке.

премьера, триколор, тв, журнал

Ключевые роли в «Крыльях империи» сыграли Милош Бикович, Ксения Лукьянчикова, Юрий Колокольников

У главных героев есть реальные прототипы, которые, однако, совпадают с ними лишь в некоторых вехах биографии. При этом вымышленные персонажи сталкиваются с узнаваемыми историческими личностями, причем последние показаны без новомодных трактовок: совсем не кровожадный Джугашвили, которому до культа еще целое десятилетие, и Ленин такой молодой, и невероятно похожий на себя Николай Гумилев в исполнении Романа Полянского, и примерный семьянин, а не распутник какой-нибудь император Николай II. Несмотря на обилие действующих лиц и судеб, уследить за всеми легко, а закадровые комментарии делают связки между сюжетами еще понятнее.

При таком размахе повествования (действие охватывает период времени с 1913 по 1921 год) создатели ответственно подошли и к общему, и к частному. Детальные декорации, великолепная операторская работа, приятная глазу картинка передают дух времени, в который актерская игра вписывается непринужденно, как родная. На фоне очень даже достойного исполнения есть сцены, которые и вовсе поднимают сериал высоко над уровнем привычной нам посредственности. Ксению Лукьянчикову можно смело короновать как самую убедительную наркоманку за каждый эпизод пребывания ее героини на социальном дне, но встреча в ресторане с Двинским тянет на актерский триумф. Примерно тот же эффект производит последний разговор Лядова (Александр Бухаров) с Матвеем, тесное знакомство которого с революционерами наградило не только новыми документами, но и чисто барской выправкой.

По словам создателей, к работе над проектом привлекли нескольких историков с диаметрально противоположными взглядами. И это помогло сохранить беспристрастность. Картина лишена напускного глянца и деталей, которые бы четко указывали на симпатию к отдельным персонажам и сословиям. Юбилей династии Романовых, балы, красавицы, лакеи, юнкера… Красиво? До умопомрачения. Но в то же время проституция, нищета, произвол, беззаконие. Несправедливо? До безумия. Между ними – разночинцы и мещане, вынужденные сталкиваться с классовыми предрассудками, необходимостью угождать и выживать. Благородство и низость, талант и оргии, вера в правое дело и беспричинная жестокость, герои и антигерои в абсолютно каждой среде – эту работу можно назвать достойной как минимум за отсутствие штампов в самой заштампованной теме десятилетия.

«Крылья империи»

«Крылья империи»

«Крылья империи»

«Крылья империи»

«Крылья империи»

«Крылья империи»

«Крылья империи»

«Крылья империи»


Смотрите также