Как делаются спецэффекты
Да уж, избалованы мы техническим прогрессом! Как часто искушенный зритель, видя на экране очередные космические сражения, думает не о сюжетной линии, а о том, какими стараниями все это сделано и сколько это стоит. Создание спецэффектов – это отдельная индустрия, в которой заняты высококлассные профессионалы и которая требует от создателей картины немыслимых вложений. Подчас несколько месяцев напряженной работы – и грань между реальностью и фантастикой становится практически неразличимой.
«Аватар» с бюджетом 500 млн долларов стал самым дорогим фильмом в истории кинематографа
Взять хотя бы «Аватар» – трогательную историю о трехметровых синих жителях планеты Пандора. С нуля были созданы не только внешний облик жителей инопланетной цивилизации – прорисовывали диких животных, джунгли, загадочные растения, ландшафты. В итоге у Кэмерона получилось более петабайта информации, то есть более одного миллиона гигабайт! Можно спорить насчет новизны жанра и сюжета (сам Джеймс Кэмерон признался, что снимал «старомодный приключенческий боевик», вдохновляясь аниме, индуистскими мифами и историей принцессы Покахонтас), но по воплощению, по форме это – кино будущего…
Наверное, любитель приключенческого кино со спецэффектами удивился бы, оказавшись на съемочной площадке – в крытом павильоне, затянутом синим или зеленым фоном, который на журналистском жаргоне носит название хромакей – англ. chromakey, «цифровой ключ».
Актеры – самые обычные люди, одетые в специальные костюмы с закрепленными на них по всей площади датчиками. Получается своеобразный «скелет». А «оболочку» мастера потом наложат какую угодно. При съемке крупных планов такие же датчики прикрепляются к коже, – и вот уже герой, какой бы ни была его внешность «на выходе», смеется, плачет, удивляется или сердится совершенно по-человечески. Такая технология называется motioncapture – «захват движения».
Сегодня фильмы всё чаще снимают по технологии chromakey
Стоят такие съемки невероятных денег. А все потому, что необходимо задействовать несколько сотен IT-специалистов, которые будут тщательно рисовать каждую сцену. Например, третья часть «Пиратов Карибского моря» стоила порядка 250 миллионов долларов, а «Джон Картер» - и вовсе 350!
Однако в последнее время спецэффекты применяются все чаще и чаще не только в кино, но и на телевидении, при съемке самых обычных фильмов, лишенных фантастической составляющей, в сериалах и даже при съемке прогнозов погоды. Например, в фильме Энга Ли «Жизнь Пи» большинство вполне земных, а не пандорианских пейзажей и животных были сделаны при помощи компьютера. Причем спецэффекты оказались такими дорогими и сложными, что компьютерная студия, их создавшая, разорилась, несмотря на успех фильма.
Современные технологии помогают «нарисовать» любой ландшафт, причем очень реалистично. Например, в сериале «Преступная империя» был полностью воссоздан город Атлантик-Сити 20-х годов прошлого века. Люди на набережной, океан, здания, автомобили – все было нарисовано и наложено на снятый камерой в помещении синий фон. И никто бы в жизни не догадался, если бы не признались сами создатели картины.
Благодаря современным технологиям грань между реальностью и фантастикой становится практически неразличимой
А самое интересное, что очень часто изобретательность создателей картин помогает им обойтись без спецэффектов даже в сложных эпизодах. Например, сцена погони в «Темном рыцаре», гигантский пожар в «Дне независимости», сцены в «Дракуле», невесомость в «Аполлоне-13» и многие другие сделаны без современных супертехнологий – просто с помощью ловкости рук и капельки оригинального мышления.
Спецэффекты могут быть там, где мы и не подозреваем об их существовании, и, наоборот – там, где мы уверены в компьютерной обработке, – самая обыкновенная, «натуральная» съемка. Такова технология современного кино и телевидения – «возвышенный обман» соседствует с «низкими истинами», и отличить одно от другого практически невозможно.