Запасаемся попкорном: удастся ли Киркорову засадить за решетку лидера группы Space?
Сетевая общественность клеймит Филиппа Киркорова нехорошими словами за то, что артист украл песню у Дидье Маруани из группы Space, а потом еще и сам спровоцировал задержание француза за вымогательство. Но в этой истории все не так однозначно, правых и виноватых нет.
Филипп Киркоров, исполнитель песни «Жестокая любовь»
В СССР действительно сложилась традиция копировать некоторые западные вещи, будь то автомобили, пистолеты или телевизоры. Но речь шла именно о некоторых технологических достижениях, а не культурных заимствованиях – по крайней мере, после 1973 года, когда страна присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве. Да, некоторые артисты помоложе брали мелодию забугорного шлягера и заменяли текст на русский (по-английски петь возбранялось), но всегда указывали автора оригинальной музыки, которому фирма «Мелодия» отчисляла роялти. Скажем, на миньоне ВИА «Поющие гитары» с гиперпопулярной песней «Карлсон» отмечены автор оригинала Yellow River Дж. Кристи и автор русского текста И. Резник.
Точно так же поступали их зарубежные коллеги, перепевая песни друг друга – репертуар первых альбомов Beatles состоял из чужих вещей наполовину, у Rolling Stones – полностью. Наконец, и у наших кое-что заимствовали: в 1960-е продюсер ABBA Стиг Андерсен сделал большим хитом в Англии песню Gabrielle, где музыка взята из песни «Солнечный круг» – говорят, попросил ноты лично у композитора Аркадия Островского.
Возвратимся к Киркорову. Если помните скандальный эпизод с розовой кофточкой, вопрос и тогда стоял о ремейках, то есть о честных переделках, а не о плагиате. На вкладке компакт-диска с альбомом «Ой, мама, шика дам!» авторство одноименной песни честно указано – Сезен Акзу. И все прочие «вивы виктории афродиты» тоже надлежащим образом подписаны, и авторам через РАО должно капать на счета. У российских артистов это вообще распространенная практика: вспомните, как Григорий Лепс использовал мелодию Coldplay, например. Правда, нынешнее состояние Российского авторского общества требует отдельной грустной беседы, но ведь не имя «известного только в профессиональных кругах» композитора Попкова стоит на киркоровских перепевках. А на «Жестокой любви» стоит.
Насколько в ней прослушивается выпущенная в том же 2002 году Symphonic Space Dream Маруани и, соответственно, насколько это плагиат – хороший вопрос: у каждой стороны конфликта есть заключения неких неназванных экспертов с совершенно противоположными выводами. Дело тут явно касается припева, и мелодия «Жестокой любви» действительно повторяет мотив группы Space в той же гармонии, они расходятся лишь к концу каждой фразы. Этот факт не сразу бросается в глаза, потому что песни в разных стилях, темпах и тональностях спеты певцами разного пола на разных языках и в куплетах все не настолько подозрительно.
Дидье Маруани, лидер группы Space
Отдельно надо сказать про гармонию. Использованная в обоих припевах последовательность аккордов называется золотой секвенцией, и ее благозвучность известна со времен Баха. Я вам с ходу назову десяток песен, где такая гармония используется, от «It's A Sin» дуэта Pet Shop Boys до хита Андрея Губина «День и ночь». Ни Маруани, ни Попкова факт сочинения банальщины не красит, каждая сторона конфликта может трактовать гармоническое сходство в свою пользу, но Киркоров-то тут при чем? Он обязан проверять каждый раз своего композитора?
Вообще ситуация напоминает присказку про жабу и гадюку, даже к Маруани не испытываешь сочувствия, хоть он и выглядит самым бедненьким. На сайте артиста и в «Википедии» основными достижениями его малозаметной карьеры заявлены множественные выступления у нас с брежневских времен, в то время как его популярность даже на родине давно иссякла. В новом веке он выпускает альбомы на лейбле BMG Russia – в общем, кормится в России. Странно,что ему российский паспорт до сих пор не вручили. И надо быть жадным дураком, чтобы, столько раз здесь побывав, не понять: делая предъявы фигурам вроде Киркорова, нарвешься на пошлый цирк с пранкером Вованом, передачей миллиона в московской сберкассе и задержанием.
Черт его знает, сам ли по себе московский суд отклонил иск Маруани с экспертным заключением о плагиате или кто помог, но последовавшую провокацию Киркорова можно счесть планом хитроумного Одиссея – если в переписке с пранкерами идея про миллион отступных исходила в итоге от Маруани, на него легко заведут дело за вымогательство. Могут, конечно, вмешаться высшие силы в лице, скажем, прозападников во власти, поэтому пока запасаемся попкорном.