Как подружить дагестанца и русского: интервью с режиссером сериала «Салам Масква» Павлом Бардиным
Аварец Рустам, племянник криминального авторитета, и русский Саня, ксенофоб и алкоголик, становятся сотрудниками специального вновь созданного оперативного отдела. Рустам и Саня терпеть не могут друг друга, но вынуждены вместе расследовать преступления среди мигрантов. Однако служба в корне меняет их представления друг о друге... Отечественный сериал «Салам Масква» четыре года ждал выхода в свет – теперь он доступен на сайте «Первого канала». Tricolor TV Magazine поговорил с режиссером остросоциального проекта Павлом Бардиным, известного по фильмам «Родина», «Трое и Снежинка», «Россия 88», сериалам «Кости», «Холостяки».
Сериал «Салам Масква» поднимает тему этнических разногласий в столице
Перед съемками вы ездили в экспедицию в Махачкалу. Были ли местные откровенны с вами? Сделали ли вы какое-то личное открытие в процессе подготовки сериала про мигрантов и ксенофобию?
Самыми ценными для меня были знакомства с интересными людьми. Дагестанцы показали себя как гостеприимные хозяева и надежные друзья. Местные жители, услышав, что мы снимаем фильм, легко шли на контакт и помогали, чем могли. С людьми, с которыми мы познакомились в Дагестане, до сих пор поддерживаем общение. Например, нам очень помог председатель сельсовета в Кубачи Расул Куртаев. А сами жители с удовольствием снялись в фильме – они сыграли большинство местных. Роль боевика в первой серии сыграл наш переводчик с аварского Муртазали Магомедов – я заметил этого обаятельного и фактурного человека на съемочной площадке и предложил попробовать себя в новом качестве. Муртазали не отказался – очень профессионально подошел к новой для себя роли, и сыграл убедительно.
Наверняка, жителям Дагестана хотелось, чтобы вы показали их с лучшей стороны. Приходилось объяснять, о чем будет сериал?
Конечно, люди спрашивали, и я не притворялся. По-честному говорил, что сериал не будет однобоким, будут показаны разные стороны жизни. И люди это понимали. Только один раз мелкий чиновник пытался как-то препятствовать съемкам, но он не имел решающего голоса. А в селах, автозаправках, кафе, на улицах люди помогали с большим воодушевлением. Был случай, в кадр попадал мешок мусора. Кто-то попытался вынести мусор – дескать, мы хотим опозорить родину. Но я объяснил, что мы хотим просто показать, как есть. Вот после съемок пусть уберут мусор, и кино превратится в историческое…
Павел Бардин признается, что ему хотелось работать со стереотипа и ломать их
Приглашали ли вы на главные роли известных, медийных актеров?
Изначально не делал ставку на медийных актеров, потому что хотелось достичь максимальной достоверности происходящего на экране.
Тяжело дался кастинг?
Я вообще не делаю проб – знакомлюсь с актером, беседую, и уже понимаю, подходит ли он для роли. Но в процессе создания «Салам Масква» мне нужно было убедить в своем выборе продюсеров, поэтому был устроен кастинг – мы попробовали и тех, кого пригласили продюсеры, и тех, кого выбрал я. Было много новых лиц, спасибо высококлассному кастинг-директору.
Роль аварского оперативника досталась чеченскому актеру Али Алиеву. Долго ли вы искали исполнителя главной роли?
Да, процесс был довольно длительным, в финал вышли три претендента, и я остановил свой выбор на Али. Он многое привнес в роль от себя. Али сделал своего героя более чистым, неопытным. В сценарии это все было лишь пунктиром, а он пропустил историю через себя и вдохнул жизнь в своего персонажа – наивного парня, который знакомится с правилами жестокого мира. Получилась история взросления, и актерские находки Али были очень точными. А мы с оператором, художником и композитором поддержали эту линию.
Кого вы изначально видели в роли русского оперативника?
Когда писал сценарий, то представлял актера Александра Голубкова – можно сказать, писал сценарий «под него». Однако на кастинге я был открыт для того, чтобы рассмотреть других артистов. Для Александра это была роль на сопротивление, а для актера это вдвойне интересно – придумать себе такие обстоятельства, чтобы убедительно сыграть абсолютно не похожего на себя человека. В итоге Александр Голубков и Али Алиев показали, что они отлично дополняют друг друга в кадре.
Павел Бардин специально снимал сериал «Салам Масква» без медийных актеров
Спившийся русский офицер и богатенький аварец – вы специально начали сериал со стереотипов?
Мы хотели работать со стереотипами и ломать их. Русским часто приписывают пьянство, а дагестанцам – связи с криминалитетом, мафией. Обоим героям в сериале предстоит пройти испытание, обжечься, пойти дальше… Главное, какими герои станут в финале, ведь они проходят длинный сложный путь.
Что было самым сложным в процессе создания?
Сложно снять серию за семь смен, если стоит задача сделать не мувик, а многосерийное кино. Насколько получилось – решать зрителям.
Как оценили сериал продюсеры (Денис Евстигнеев, Константин Эрнст – Ред.)?
Сразу после того, как Денис получил первый материал, он приехал на съемочную площадку, пожал руку, отдельную благодарность выразил оператору «за волшебную пластику изображения». Был диалог, давления не было. За работу рассчитались и сказали спасибо.
Сейчас сериал «Салам Масква» можно посмотреть на сайте «Первого канала». Какую критику услышали от зрителей, от дагестанцев, которые снялись в ленте? Какие отклики получили от широкой публики?
По крайней мере, из знакомых никто не обиделся и не заявил, что мы в чем-то его обманули. Возможно, одних обидит, что наш герой-аварец «дохленький» и «ловленный», а других – пьянство и разгильдяйство русского героя. Рейтингам и анонимным комментариям в интернете не очень доверяю: слишком расплодились боты с троллями.
В чем вы видите основную задачу, миссию сериала «Салам Масква»?
Если зрители будут сопереживать героям, думать о том, что будет дальше, захотят продолжения, – миссия сериала выполнена.