Телеведущий Алексей Никулин: «Не очень люблю смотреть свои фильмы, потому что постоянно вижу какие-то косяки»
Долог был путь Алексея Никулина на телеканал «Моя Планета». Но, без сомнения, это того стоило! Иначе телезрители не получили бы крайне занимательную и весьма образовательную программу «Русский след». А сам Никулин мог бы и не стать обладателем почетной грамоты Русского географического общества за сценарий документального фильма «Заоблачный фронт. Битва за Эльбрус» о событиях 1942 года. Причем грамоту телеведущему и автору «Русского следа» вручил президент РГО, министр обороны Сергей Шойгу.
Алексей Никулин – телеведущий и автор программы «Русский след»
Как принято на Западе, журналистика для вас стала второй профессией. А первая часть профессиональной жизни была связана с работой в МВД, верно?
И не только. Я много где работал. Окончил МАДИ в те времена, когда это была дефицитная профессия для вооруженных сил: бронетанковая техника, дизельные двигатели. И наш выпуск практически сразу уходил в армию, а я решил сразу отделаться и пошел служить офицером. А я – потомственный военный. И мне папа сказал: «Оставайся в кадрах». В итоге я оказался в рядах московской милиции и в общей сложности отдал этому лет десять.
Награда Минобороны у вас с тех времен?
Нет. Мы с друзьями организовали поисковый отряд «Забытый батальон» в Псковской области. Соответственно этой темой занимаемся много лет. Это поднятые бойцы, восстановленные имена, найденные родственники. Ну и в прошлом году несколько человек, включая меня, получили награду «За отличие в поисковом движении».
Немногие тележурналисты такой наградой могут похвастаться… Что было после милиции?
На дворе было начало 90-х. Я ушел в бизнес и попал в совместное предприятие, там подтянул английский язык. Через три года мне предложили стать представителем по продажам и маркетингу компании Guinness в России и СНГ. Я согласился.
А где телеканал «Моя Планета» вас узрел? Вы же здесь первый свой телевизионный опыт получили?
Да, верно, первый. Так все в детстве началось. Книга была основополагающей вещью в семье, и я начитался Валентина Пикуля и Джека Лондона. Потом мне нравились путешествия не просто так, а по поводу – получить какие-то знания. Так я стал заниматься исследованиями, стал писать статьи. Путешествовал с друзьями на яхтах и всегда готовился к походу. К примеру, было немного информации о том, что на одном из необитаемых островов Греции во время Второй мировой войны находилась военно-морская база. Мне стало интересно, что это за остров, и мы отправились в яхтенную экспедицию.
Фильмы цикла «Русский след» рассказывают о загадках русской истории
Оказалось, что крошечный островок Алимия был включен в большую геополитику. В 1943 году на острове схватили диверсантов. Сначала их отправили на Родос, а потом на материк, в Салоники, где находилась группа армий «Юг» и оперативный отдел, который возглавлял Курт Вальдхайм. Он подписал приказ о расстреле этих людей. Шестерых расстреляли, а седьмой накануне казни сбежал.
С 1972 по 1981 год Вальдхайм работал генеральным секретарем ООН. И советская, и американская стороны знали о «подвигах» Вальдхайма – он был причастен к военным преступлениям. И в какой-то момент его слили: вытащили на свет сбежавшего седьмого диверсанта.
Вот поход на остров Алимия вылился в такую интересную историю. А началась она с того, что я смотрел фильм «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега». Там по сюжету Джонс был захвачен нацистами, они грузят ковчег на подводную лодку, на экране появляется карта, на которой чертится маршрут лодки на остров рядом с Родосом. Я подумал: «А этот остров существует в реальности?» Оказалось, Алимия существует.
И я писал об этом и других приключениях на разных яхтенных интернет-ресурсах в качестве хобби. А собственно яхтинг был какое-то время профессией, поскольку я организовал яхтенный учебный центр Seacharter, собрал опытных инструкторов и стал готовить яхтенных капитанов. Кстати, бизнес функционирует до сих пор. И иногда я с курсантами хожу инструктором и капитаном-наставником.
В какой-то момент я решил попиарить учебный центр, придумать историю и снять фильм. Я написал сценарий и предложил телеканалу «Моя Планета» снять по нему фильм. Так все и началось.
Темы для фильмов «Русский след» Алексей Никулин подбирает лично
Чему был посвящен этот стартовый сценарий?
Тоже истории Второй мировой войны на греческих островах. Фильм снял Марк Подрабинек на борту нашей учебной яхты. А когда главный редактор Николай Табашников телеканала «Моя Планета» посмотрел на все это безобразие, то предложил придумать еще одну тему. Я говорю: «Тут и придумывать не надо. Давайте снимем цикл фильмов «Русский след» о загадках русской истории». Формат был выбран тогда, в 2011 году, и мы его строго придерживаемся. Это обязательная подготовительная работа в виде расследований на берегу и совершенно реальная экспедиция, т.е. у нас нет ничего искусственного.
Снятого на киностудии «Мосфильм»?
Да. Того, что мы искусственно придумываем активность в кадре. Мы принципиально от этого отказались, поэтому большинство фильмов снимается тяжело. Подготовка к одному фильму иногда занимает два года, а иногда – две недели. Просто документальные фильмы мы не снимаем, а снимаем приключения по историческому поводу, по какой-то загадке, интриге. Если проводить аналогию: дети не любят манную кашу. Что делают родители? Они сверху поливают ее киселем, как мне скармливали. Тогда ребенок получает полезный продукт, но при этом ему вкусно.
Все-таки степень художественности какова? Вы привлекаете в работу над созданием фильмов историков, архивистов?
Обязательно. Я не считаю себя профессиональным историком, и мне в кадре нужны эксперты – те, кто помогает мне объективнее взглянуть на ситуацию, событие. Что такое история? То, как событие, цепь событий или персонаж оценивали и видели разные люди. Один говорит, что это – черное, другой – белое, а истина – где-то на перекрестье.
На подготовку каждого фильма из цикла «Русский след» может уйти от двух недель до двух лет
Темы выбираете исключительно вы?
Да. Иногда темы подсказывают люди, с которыми мы общаемся на съемках. Я начинаю копать и вижу, что история интересная и ее можно снять, потому что не каждую историю можно снять в нашем жанре: погружение под воду, путешествие в горах, спуск под землю в поисках ответа и приключений.
Мы только что вернулись из двухнедельной командировки в Прибалтику. Мой товарищ подсказал: «А почему вы не снимаете в Прибалтике события, которые происходили в романе Пикуля «Моонзунд»? Снимите про балтийский «Варяг» – корабль, который повторил подвиг «Варяга», но никому не известен». Нам удалось найти главного героя фильма – канонерскую лодку «Сивуч» и снять его под водой, фильм находится в монтаже и по-моему обещает быть блокбастером (улыбается).
Что для вас приятная неожиданность на съемках?
Привожу конкретный пример. Я узнаю, что в Риге живет меценат, русский небедный человек, не очень стремящийся к публичности, и у него в частном владении находится предмет, который к нашей истории имеет самое непосредственное отношение. Это серебряный набор с гравировкой – поднос, графин и 15 стопок с написанной датой «1915». Поднос представляет собой подробную морскую карту с промером глубин Ирбенского пролива – того места, где происходили события, описанные Пикулем.
Эта информация свалилась за день до съемок в Прибалтике, и я в нее вцепился, как репей.
Семейный девиз Алексея Никулина – «Быть, а не казаться»
А неприятные неожиданности?
Да сколько угодно. Несколько лет назад чуть не утонули в Греции. Ныряли с острова на русский корабль, начало штормить, там к тому же течение, моего коллегу Марка Подрабинека метров за 150 унесло, его даже перестали видеть. Я кое-как самостоятельно выбрался. Потом ночью болели – надышались. Кончиться могло все печально, но Бог миловал. Зато корабль отыскали, который 240 лет лежал и нас ждал.
Вы – автор путеводителя по Греции. Чем вас влюбила эта страна?
С Грецией связана большая часть истории России – вот весь ответ. Плюс мне просто нравятся греки.
Их кухня?
Нет у них никакой уникальной кухни, на мой взгляд. Потому что все то же самое мы можем найти у их соседей – албанцев, славян, турок. Более того, с 1453 года, когда перестала существовать Византия как государство, прошло довольно много лет под турками. Греческая кухня впитывала традиции соседей. Посмотрите на Ионические острова – они детально в кухне и в архитектуре близки Италии, потому что долгое время жили под венецианцами.
Какая команда делает «Русский след»?
Постоянный состав – 4 человека: мы с режиссером Виктором Чуняевым, редактор Дмитрий Панков и продюсер Владимир Гаврилов. Остальная часть телевизионной команды – операторы, инженеры, режиссеры монтажа, звукорежиссеры – меняются. Плюс наши внештатники, которые делятся информацией по темам и становятся героями наших фильмов.
Самый дорогой комплимент для Алексея – похвала коллег
Съемки какого фильма вам дались, что называется, потом и кровью?
Мы полтора года работаем над историей об Алексее Петровиче Маресьеве, и она очень тяжелая – психологически и физически. Снимаем в Новгородской области, в лесах и болотах, комарах, труднопроходимой местности.
Можно предположить, что героем «Русского следа» станет современник?
Мне вообще интересно то, что было в прошлом. Потому что за характерами современников иногда тяжело разглядеть: это историческое событие или нет, оно окажет влияние на ход истории или нет. Хотя ничего нельзя исключать…
Собираетесь ли вы путешествовать в Юго-Восточную Азию и Австралию?
Если там будет какой-то кусок русской истории, то будем. У нас нет такого: «Хотелось бы съездить в Австралию». У нас есть сначала история, а потом, соответственно, уже страна. И в зависимости от этого мы продумываем свою логистику, ищем своих героев.
Что вас вдохновляет в работе?
Прежде всего, мой папа, потомственный военный. К сожалению, его давно уже нет, но то, что он в меня вложил, будет всегда со мной. Мои предки были служилыми людьми с XVI века, и один из семейных девизов – быть, а не казаться. То есть не надо стараться быть тем, кем не являешься.
Конечно, Валентин Саввич Пикуль, на книгах которого я вырос и стал тем, кем стал. Это человек, которым невозможно не восхищаться. Я с ним внутренне спорю, потому что он бывает неточен в интерпретациях событий, но в то же время я понимаю, что как писатель он имеет право на художественный вымысел, а не документальность. К тому же он не историк профессиональный, а талантливый и неравнодушный к своим темам и героям самоучка.
Новые серии проекта «Русский след» смотрите с 3 октября на канале «Моя Планета»
Какие телепрограммы предпочитаете смотреть?
Новости почти не смотрю. Но стараюсь внимательно следить за тем, что делают коллеги, какие темы затрагивают, в документальном кино на «России 1», 24_DOC, Viasat History.
Свои фильмы не очень люблю смотреть, потому что постоянно вижу какие-то косяки и хочу переснять фильм. И в принципе, если у тебя такого желания не возникает, то нужно сдирать подковы и… Если тебя все устраивает, значит, ты себя в работе исчерпал.
Любимые кинокартины?
Из старых – «Моонзунд», «На войне как на войне». Из современных – «Экипаж» Земекиса, бондиана с Шоном Коннери, Роджером Муром, потому что там есть масса иронии, психология того Бонда, когда он ироничен, и такой герой, один из нас. Люди вряд ли ассоциируют себя с последними Бондами с Дэниелом Крейгом.
Недавно посмотрел хороший фильм «Шеф Адам Джонс». Действие происходит на кухне, а главный персонаж хочет получить три звезды Мишлена. Вроде все просто, а фильм смотрится на одном дыхании.
Самый дорогой для вас комплимент коллег?
Когда мои коллеги оценивают: «Ну, вы сделали блокбастер!» Или тележурналисты с других каналов говорят: «Вдохновляешь». Я сразу поправляю: «Не вдохновляешь, а вдохновляем, потому что это очень коллективный труд».
Телевидение – это?
Развлекуха!