Режиссер Кантемир Балагов о важности цвета, отношениях в семье и насилии в фильме «Теснота»
С 27 июля в российский кинопрокат выйдет фильм «Теснота», созданный Кантемиром Балаговым, учеником Кабардино-Балкарской мастерской Александра Сокурова. Фильм получил Приз 28-го «Кинотавра» «За лучший дебют» и Приз гильдии киноведов и кинокритиков России им. Даниила Дондурея. Буквально месяцем ранее картину чествовали в Каннах, наградив призом ФИПРЕССИ.
В основе сюжета – как в 1998 году в Нальчике крадут молодоженов в обмен на выкуп. Настоящий кинохудожник, режиссер поднялся выше национальных традиций и отличий, выше бытовых реалий, а взглянул в души и терзания одной взятой еврейской семьи и очень художественно, скупыми красками изобразил переживания героев.
Кантемир Балагов и Дарья Жовнер на кинофестивале в Каннах
Многих шокировали документальные кадры насилия в «Тесноте»…
Изначально этот ход был другим. Там были крупные планы физического насилия. Запись страшна тем, что там происходит, но то, о чем там говорится – это намного страшнее. Эта сцена была прописана еще на стадии сценария, потому что мне был нужен контекст войны, которая происходит по соседству. И у меня были мысли переснять документальные кадры, сделать игровой момент. Но мне показалось, что эмоциональная отдача будет совсем другая. А очень важно, чтобы зритель почувствовал ощущение войны того времени, эту трагедию.
Долгая сцена танца главной героини на дискотеке впечатлила и цветовой интенсивностью.
Я очень озабочен цветом. Для меня цвет – это особая драматургия. Если вы заметите, то у каждого героя свой цвет. У главной героини Иланы – пространство синего, у родителей – пространство теплых цветов. Тем самым я хотел их разделить, но объединить Илану с Залимом, потому что цвета Залима – синие. По поводу зеленого – это цвет брата Давида и невесты, и ближе к финалу он становится полностью зеленым, тем самым уходя в другую семью. Красный – цвет тревоги, ожидания чего-то опасного. У кого-то есть стагнация цветовая, у кого-то – динамика, и ближе к финалу они все становятся серыми, черными и невзрачными.
Примерно сколько процентов было в этом фильме ваших личных взаимоотношений с семьей?
Математически процентов 70, остальное – все выдумка, которая мотивируется традициями, географией и т.д. Мне кажется, если ты не вкладываешь в материал частичку себя, то может ничего не получится.
Родители поддержали вашу идею работать в кинематографе?
Не сразу. На Северном Кавказе нет кинематографа, и все относились к этой идее скептически. Все-таки зарабатывать деньги как-то надо. Но потом, когда она увидели первые плоды, то, что я поступил в мастерскую Александра Сокурова, то более менее начали меня поддерживать.
Кантемир Балагов с исполнителями ролей в фильме «Теснота» – Ольгой Драгуновой, Дарьей Жовнер, Артемом Цыпиным – и продюсером Николаем Янкиным
Кто из кинохудожников повлиял на вас и в известной степени сформировал?
В первую очередь Александр Сокуров сформировал меня как личность, как режиссера, как профессионала. В плане кино я люблю классику – новую французскую волну, итальянский неореализм, в основном 40-е, 50-е, 60-е годы.
Когда вы поняли, что довольны фильмом?
А кто вам сказал, что я им доволен? (смеется). В фильме много минусов, проблем, присущих первому фильму, – темпоритма, изобразительные, но это было неизбежно, потому что это не только мой дебют, но и всей команды.
Когда вас пригласили в Канны, кто первым позвонил, поздравил?
Ой, хороший вопрос. Мне в Фейсбуке первым написал Антон Долин с поздравлениями.
Вы ехали на главный кинофестиваль мира во Францию с опасением?
Конечно, были огромные опасения и переживания. Такая площадка – и я, парень с Северного Кавказа, из семьи, которая не имеет отношения к кинематографу. Но после показа я увидел, что европейцы поняли эту историю, потому что она отчасти универсальна. И я очень рад, что она нашла отклик у людей.
Предложения от российских продюсеров уже поступили?
Поступило несколько предложений снимать сериалы, но я пока к этому не готов.
Кино – это?
Кино – это движение. Кино не имеет право на остановку, как только оно останавливается – это смертельно опасно, потому что зритель начинает опережать режиссера, и ему становится скучно.
Фото: arte.tv, twitter.com,