Самые яркие фильмы Сергея Бодрова
В воскресенье, 27 декабря, российскому кинорежиссеру, актеру и телеведущему Сергею Бодрову исполнилось бы 44 года. Он исполнил главные роли во многих знаковых фильмах, вел несколько заметных телепроектов, в том числе «Последний герой», а в сентябре 2002 года без вести пропал вместе со своей съемочной группой во время схода ледника в Кармадонском ущелье, где снимали фильм «Связной». Память о Бодрове живет до сих пор; он стал по-настоящему культовой личностью и ушел совсем молодым. В этой подборке вспомним самые яркие фильмы с его участием.
КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК (1996)
РЕЖИССЕР – СЕРГЕЙ БОДРОВ-СТАРШИЙ
Отправившись в Дагестан вместе с отцом, чтобы помогать ему в съемочном процессе, Бодров-младший неожиданно стал исполнителем одной из главных ролей. Он сыграл Ваню Жилина, военнослужащего-срочника. Примечательно, что лента снималась во время русско-чеченской войны неподалеку от боевых действий. По сюжету во время войны на Кавказе двух раненых русских солдат забрал к себе житель отдаленного горного аула. Его сын находится в плену у русских, и старик хотел бы обменять пленных. В основу лег рассказ Толстого. Фильм получил много наград, в том числе и за дебют Бодрова-младшего, хотя сам он не считал себя актером: «Я не артист, артист – это совсем другое. Роль для меня – это не профессия, а поступок…»
БРАТ И БРАТ-2 (1997 И 2000)
РЕЖИССЕР – АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ
В этой дилогии Бодров сыграл простого, но честного и принципиального парня Данилу Багрова. Первый фильм критиковали, упрекая главного героя то в расизме, то, напротив, в русофобии. Бодров, говоря о своем герое, отметил, что при всей своей незамысловатости Багров испытывает чувство единения с людьми, в одной стране с которыми живет, и это и есть патриотизм. Со временем фильм стал культовым, равно как и саундтрек группы Nautilus Pompilius. Продолжение первой ленты, рассказывающее о поездке Багрова в Америку, также сначала вызвало много идеологической критики, на что исполнитель главной роли возразил, что снимают же, в конце концов, американцы такое кино про русских, где по улицам ходят медведи, а наши соотечественники выглядят полными придурками, так что ничего обидного в «Брате-2» нет. Оба фильма расхватали на цитаты, да и стишок про «Я узнал, что у меня есть огромная семья» знает наизусть любой кинозритель старше шестнадцати лет.
СТРИНГЕР (1998)
РЕЖИССЕР – ПАВЕЛ ПАВЛИКОВСКИЙ
Главный герой Вадик снимает взрыв троллейбуса на камеру и пытается предложить кадры в качестве материала западной телерадиокомпании. В офисе он знакомится с девушкой и понимает, что может снять действительно интересный материал. Так он превращается в стрингера, записывая, а иногда и создавая интересные, даже «жареные» сюжеты. Постепенно он становится другом влиятельного политика, а дальше образуется непростая для российской действительности цепочка: политик желает эфир, стрингеру необходимо внимание девушки из телекомпании, ну а ей, в свою очередь, нужны сенсационные сюжеты. Поговаривают, что прототипом главного героя стал молодой фотограф Алексей Островский, ныне губернатор Смоленской области.
ВОЙНА (2002)
РЕЖИССЕР – АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ
Командир отряда чеченских боевиков отпускает троих пленников: двоих призывников, потому что они не контрактники, и англичанина Джона, потому что он должен найти деньги в качестве выкупа за свою невесту Маргарет. Девушка остается в плену, равно как и капитан Медведев, которого сыграл Бодров. Денег найти не удалось, но в России Джон нашел поддержку у парня по имени Ваня Ермаков. Вместе они возвращаются в Чечню… Фильм довольно жесткий, местами почти невыносимый, но на фестивале «Кинотавр» был удостоен приза «Золотая роза». Бодров получил премию «Ника» за лучшую мужскую роль второго плана.
МЕДВЕЖИЙ ПОЦЕЛУЙ (2002)
РЕЖИССЕР – СЕРГЕЙ БОДРОВ-СТАРШИЙ
Здесь у Бодрова-младшего довольно неожиданная роль: он играет медведя Мишу, защищавшего циркачку Лолу. Иногда Миша становится человеком, но, чтобы остаться в людском обличье, ему нужно никого не убивать ни при каких обстоятельствах в течение года. Увы, он не смог выполнить это условие и потерял свою любовь. Лола отводит медведя в лес и отпускает его… Роль в этом фильме стала для Сергея Бодрова последней.
****
Перед съемками «Связного» Бодров очень волновался. В этой своей последней незавершенной ленте он был и режиссером, и автором сценария, и исполнителем главной роли. О тяжелой тематике своих фильмов он часто говорил, что снимает в духе времени, когда кругом горе и кровь, но очень хотел бы, чтобы одна из его следующих лент была о любви. Именно кино доставляло ему настоящее удовольствие – создание собственного мира и население его живыми людьми.