Наверх
7276

На телеканале «Карусель» стартовал новый сезон проекта «Еда на ура!». По субботам в девять часов утра телеведущая Тутта Ларсен и ее дочка Марфа демонстрируют зрителям, как из полезных и питательных продуктов приготовить интересное блюдо, которое захочется отведать даже самому привередливому ребенку. Каждый выпуск программы посвящен нескучной теме: пиратским рецептам, блюдам с секретом, полосатой еде, угощениям сказочной страны и другим кулинарным идеям. Редакция TV Mag поговорила с Туттой Ларсен о работе в кадре с собственным ребенком, семейных традициях, проблемах современного телевидения, хейтерах в Сети и звании «идеальной мамы».

Что в вашей семье смотрят дети и родители? Есть ли телевизор в доме? 

В доме есть телевизор, мы его смотрим, когда у нас есть время. Иногда смотрим наш любимый канал «Карусель», и иногда дети любят смотреть передачи про животных. Вот сейчас у них в чести «Адская кошка», а до этого они очень любили National Geographic Wild и всякие другие истории про животных.

Как вы считаете, почему канал «Карусель» пользуется популярностью у младшего поколения телезрителей? Почему ему доверяют родители? 

«Карусель» – прекрасный телеканал, с которым реально интересно и которому можно доверить своих детей. Можно оставить ребенка один на один с «Каруселью» и знать, что он не увидит никакой неадекватной информации, что его никто не испугает. Очень классно, что «Карусель» старается быть не только развлекательным телеканалом, но и отчасти просветительским и образовательным, у него много развивающих программ. Я считаю, что это очень качественный телеканал. Я счастлива, что на нем работаю.

Ваши дети смотрят канал «Карусель»? Что любят больше всего? 

Мои дети, конечно, смотрят канал «Карусель». Кроме мультиков, они любят всякие передачи, посвященные рукоделию, или, например, что-то научно-популярное. Сейчас много смотрят телеканал «О!», потому что им нравятся научные факты, разговоры о медицине и о том, как устроен человек. 

Конечно, в нашей семье очень любят программу «Еда на ура!», которую мы ведем с Марфой. Вместе с тем, что она про еду, она еще и про общение. Про то, как родители с детьми могут совместно проводить время, чтобы им было вместе интересно, полезно и вкусно. Очень приятно, когда ко мне подходят мамочки, а иногда даже папочки и говорят: «Мой ребенок стал есть после просмотра вашей передачи!» или «Мы с детьми играем в Марфу и Тутту: садимся в песочницу и готовим из песка настоящие блюда». Это очень круто!

Сложно ли работать в кадре с собственным ребенком? 

Я не знаю, сложно ли вообще работать в кадре с собственным ребенком. Я могу говорить только о моем конкретном ребенке – Марфе. Работать с ней в кадре – просто наслаждение! Она очень талантливый телеведущий, она прекрасный партнер. Иногда, конечно, подбешивает, потому что, когда устает, она начинает становиться либо очень экзальтированной и эмоциональной, либо глупости какие-то делает. Она все-таки ребенок. Наверное, немножко в этом смысле может быть тяжеловато. Ребенок менее выносливый, чем взрослый. А у нас серьезный, длинный рабочий день по 10-11 часов, но в остальном работа с ней – это огромное удовольствие.

Какие теле- и радиопроекты реально нужны детям сегодня? 

А какие теле- и радиопроекты есть у детей? Детского контента – раз-два и обчелся. Два телеканала, один из которых крутит мультики, и одно детское радио. И все это для детей в возрасте до 12 лет. А дальше что? У подростков вообще нет своего контента ни на телике, ни на радио. С ними вообще никто не говорит на их языке об их проблемах. Поэтому они слушают этих чудовищных упырей, которые называют себя хип-хоперами и которые рассказывают про наркотики и про то, как с «телками» надо обращаться. Отвратительные и грубые, фальшивые. Вот это единственные каналы связи с реальностью для многих детей. Очень жаль, ведь у нас нет ни подросткового кино, ни подростковой адекватной музыки на большом телевидении. Я уже не говорю про подростковые передачи, которые бы говорили с подростками об их проблемах. Этого вообще просто нет.

Часто телевидение для детей и юношества критикуют. Как вы думаете, обоснованно? 

Я думаю, что это хорошо, потому что это открывает какие-то новые горизонты и дает толчок двигаться вперед и развиваться. Я не вижу вообще никакой проблемы в том, что детское радио и телевидение критикуют. Если, конечно, это здоровая критика.

Как вы контролируете информационное потребление у детей? 

Честно говоря, мои дети обычно очень сильно заняты. У них куча активностей, поэтому у них особо нет времени пялиться в телевизор. Поэтому информационное потребление не является для нас проблемой. Мои дети не знают, что такое ролики на YouTube. Мои дети не пользуются социальными сетями. У нас есть детский жесткий диск. Там два терабайта памяти, мы туда закачиваем классные мультики, которые нам нравятся. Если дети хотят что-либо посмотреть, то они лезут не в YouTube, а просто подключают жесткий диск. Если появляется что-то новое, то мы скачиваем это и заливаем на диск. 

Мы с мужем почти никогда ничего не смотрим. Иногда, если у нас есть время, мы можем посмотреть вместе какой-нибудь сериал, ну или каждый по отдельности будет смотреть что-то свое. Сейчас, например, муж смотрит «Сверхъестественное», а я смотрю «Пуаро», чтобы вы понимали уровень наших притязаний к кинематографу. Для нас это скорее такой отдых для мозга, нежели серьезное увлечение. Хотя модные сериалы последние мы тоже смотрим, но все-таки мы не из тех людей, которые жить не могут без просмотра новой серии.

Вас называют идеальной мамой. Какие характеристики у такого «звания»? 

Что вы говорите, кто называет меня идеальной мамой? Скажите это моим детям, они будут долго смеяться. Конечно, я не идеальная мама. Мне вообще не нравятся все эти ярлыки. Я нормальная мама, адекватная. Мама, которая осознает свою неидеальность, не боится быть неидеальной и не винит себя за это. Как раз перфекционизм – это главная болезнь нашего сегодняшнего общества. Это очень большая болезнь современной мамы, у которой весь мир и весь Instagram рассказывает о том, какой она должна быть идеальной, как она должна выглядеть, как должна себя вести. И если у нее что-то не получается и что-то происходит иначе, она начинает жутко нервничать, загонять себя в какую-то фрустрацию и невроз. Можно быть идеальной мамой только конкретно для своего ребенка. Идеальная пара – это ты и твой ребенок. Ты и твои дети – идеальный симбиоз. В этом смысле лучше, чем я, мамой моим детям не может быть никто. Каждая мама идеальна для своего ребенка, и здесь вообще нет никаких шаблонов и никаких правил. Нет никакого рецепта: 200 граммов любви, 15 граммов строгости, 18 граммов чуткости и 150 килограммов ответственности. Нет! Это у нас в программе «Еда на ура!» на телеканале «Карусель» все по рецептам, а в жизни же все по-другому.

Часто сталкиваетесь с хейтерами? 

Я вообще никогда не сталкиваюсь с хейтерами. Если я вижу возможность хейтинга, я просто блокирую эту возможность – и все. Я не вступаю ни в какие дискуссии ни с кем. Я понимаю, что на свете много больных людей, много несчастных людей. Хейт в мою сторону – это не моя проблема. Это проблема человека, который этот хейт производит. И у меня нет никаких причин вступать с ним хоть в какую-либо коммуникацию.

Вам, как родителю, знакомо чувство вины? Как справляетесь с этим?

Конечно, чувство вины – это главный родительский спутник. Я довольно долго с ним боролась и много сил потратила на то, чтобы это чувство не было в моем родительстве преобладающим. Повторюсь, мы живем в мире нездорового перфекционизма, в котором от мамы требуется слишком многое. Причем требуется необоснованно, требуется то, что может быть ненужным ее ребенку. Поэтому наше чувство вины формируется абсолютно ложными ориентирами, ложными установками. Надо хорошенько отдавать себе отчет в том, что, сливая свою энергию в чувство вины, ты лишаешь ее своего ребенка. И гораздо конструктивнее общение с ребенком и взаимодействие с ним, чем сидение в уголочке и проливание слез по поводу того, какая ты плохая мать.

Как вы относитесь к раннему развитию малышей, столь популярному сейчас, и многочисленным кружкам для детей? 

Я очень плохо отношусь к раннему развитию малышей. Это зло! Это еще одна дурная примета современной педагогики. Когда из ребенка начинают делать «не ребенка» слишком рано. У ребенка в дошкольном возрасте колоссальное количество задач. Он должен научиться огромному количеству разнообразных вещей, начиная от хождения и держания в руках ложки, заканчивая чтением и письмом. В определенном возрасте, когда он готовится уже к школе, он должен социализироваться, освоить навыки взаимодействия с окружающими, он должен научиться каким-то азам безопасности, должен научиться постигать какие-то причинно-следственные связи, понять, какие последствия есть у его действий. И тут мы начинаем ему впихивать музыку, английский язык и японскую математику. Тем самым мы мешаем организму и мозгу ребенка пройти очень важные этапы, которые ему необходимо от природы в этом возрасте пройти. Мы его отвлекаем, мы вмешиваемся в его природу. Доказано многими педагогами и психологами, что это выливается в очень серьезные проблемы в дальнейшем: дислексия, дисграфия, заикание, энурез, ночные кошмары и прочее. В общем, отстаньте от ребенка! Ребенок в дошкольном возрасте не просто играет, не просто тупит над своим «Лего», не просто «тусуется» с детьми на детской площадке. Все эти процессы для него крайне важны и являются фундаментальными основами обучения его жизни, познанию себя и мира.

Какие у вас и ваших детей самые любимые блюда? 

Марфа продастся за макароны с сыром и сэндвич с арахисовой пастой, а Лука обожает мясо. Причем у него очень странная идея о вкусах. Он может есть колбасу с печеньем или с шоколадом, может есть на ужин котлету и закусывать ее овсяным печеньем. Вот такая любовь к сочетанию соленого и сладкого вкусов. Ваня пока достаточно спокоен в плане блюд. Не могу сказать, что он что-то любит до трясучки. Все дети очень любят папины блинчики и мою куриную лапшу. Да, мой муж виртуозно печет блины! Ваня очень мало ест, скорее клюет как птичка, но тем не менее он главный сластена в семье. Если ему предложить на выбор котлетку с гречкой или гречку с молоком и сахаром, то он, конечно, выберет гречку с молоком и сахаром. И понятное дело, все дети любят колбасу и сосиски.

На какие рекомендации специалистов вы ориентируетесь при выборе продуктов для семьи? 

Я скорее ориентируюсь на собственный вкус и свои представления о том, что будет хорошо для ребенка. Мне кажется, не нужно обращаться к каким-то специалистам для того, чтобы понять, что батон с хлебозавода – это гораздо менее качественная еда, чем испеченный в пекарне вручную хлеб на закваске. Я стараюсь выбирать качественные продукты и стараюсь не экономить на еде. Продукты – это та статья нашего семейного бюджета, где я никогда не ужимаюсь, никогда не считаю деньги.

Ваши главные советы родителям? 

У меня есть только два совета родителям. Первый совет: если у вас проблемы с ребенком, то это ваши проблемы. Поэтому не надо вести к психологу ребенка, надо идти туда самим и разбираться, что не так делаете вы, что заставляет ребенка реагировать подобным образом, почему у вас не складываются отношения. Второй совет: не слушать советов. Никто не может быть лучшим экспертом по вашему ребенку, чем вы сами. Если вы хотите выстроить с ребенком здоровую коммуникацию, если вы хотите, чтобы у вас с ребенком были доверительные и теплые, полноценные и любящие отношения, то никакой психолог, никакая Тутта Ларсен вас этому не научат. Вас научит ваш собственный ребенок, опыт вашего родительства. Не бойтесь совершать ошибки. Вы можете читать кучу всякой полезной информации, что-то из этого точно пригодится, но никто и никогда не даст вам ответа на вопрос, как правильно для вашего ребенка. Это можете знать только вы и ваш ребенок. Побольше чуткости.

Расскажите о ваших семейных традициях.

Я бы не сказала, что у нас есть семейные традиции, которые мы соблюдаем. Наверное, единственная святая для нас вещь – это выходные. Мы стараемся, чтобы суббота и воскресенье всегда были отведены на общение друг с другом. Чтобы желательно мы уехали за город и провели это время на природе, не занимая себя вообще никакими мероприятиями. Мы специально выбирали школу с пятидневкой, мы не посещаем никакие кружки по выходным. Выходные – это то время, когда вся семья отдыхает и наслаждается свободой.

Как вам кажется, действительно ли современное общество больше давит на мам в плане «должна», чем это было раньше? 

Мне кажется, что раньше обществу вообще было все равно на семью. Как хочешь, так и выживай. Как хочешь, так и воспитывай. Это сейчас мы стали жутко внимательными, как-то маятник у нас качнулся. С одной стороны родители, которые возводят ребенка просто в статус бога – он диктует взрослым, как они должны жить. С другой стороны родители, которые, наоборот, очень жесткие и думают, что ребенок – это пластилин, из которого можно что-то слепить. А на самом деле есть только одна правда, которая заключается в том, что ребенок – это человек, и у него есть особенности, есть нюансы, есть характер, есть желания и потребности. С ним надо выстраивать отношения, с ним нужно общаться так же, как бы ты общался с любым другим человеком, неважно, маленький он или большой.

Правильно ли, что стали больше говорить о негативных аспектах материнства, о выгорании, о послеродовой депрессии? 

Я думаю, правильно, что о проблемах мамы стали много говорить. Но мы по-прежнему сталкиваемся с огромным количеством совершенно дикого невежества, отвратительного и жесткого отношения к мамам, особенно молодым. Недавно на радио «Комсомольская правда» я обсуждала ситуацию, которая сложилась с одной девушкой. Она пришла в кафе, была там единственным посетителем и хотела покормить грудью четырехмесячного младенца, прикрывшись, то есть без всякого эксгибиционизма. В итоге ее выставили из заведения, объяснив, что здесь это не положено. Я обсуждала эту ситуацию с женщиной, которая является женско-детской правозащитницей и состоит в Комитете по защите семьи и материнства при Общественной палате Российской Федерации. На голубом глазу она мне сказала, что кормить ребенка грудью где-нибудь, кроме дома, – это эксгибиционизм. Что ребенок должен есть по часам вопреки рекомендациям ВОЗ. А если ты мать и не успела вовремя прийти домой, то ребенок может потерпеть… Четырехмесячный ребенок пусть потерпит! Я понимаю, что если у нас в Комитете защиты прав материнства сидят такие невежественные люди, то что же говорить обо всем остальном обществе, которое по-прежнему стигматизирует мать. Общество хотело бы, чтобы она сидела три года со своим отпрыском в декрете и не возникала. А женщины боятся, боятся выходить с ребенком в свет, потому что кому-то покажется отвратительным, что она кормит его грудью. Повторюсь, не голой грудью, а прикрывшись. Кому-то может не понравиться, что ребенок заплачет где-то в кафе или в музее. Мы стигматизируем таким образом материнство, вместо того чтобы поддерживать женщин. Если у женщины было бы больше возможностей выходить в мир без страха быть осужденной, то она меньше бы депрессовала и выгорала. Во всем мире женщины с грудными младенцами путешествуют, ходят на выставки, в кино, встречаются с друзьями, обедают в ресторане. Ни у кого это не вызывает ни возражений, ни вопросов. А у нас, к сожалению, «родила, сиди дома, сама виновата». Поэтому у нас женщины с детьми выходят в окна, к сожалению, потому что им одиноко, страшно и не с кем разделить эту тяжелую ношу. Вот об этом я бы хотела чаще говорить.

Фото: пресс-служба канала «Карусель» и личный архив Тутты Ларсен

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.