В Советском Союзе не было такого слова – «секс-символ». И все-таки многие актеры олицетворяли собой красоту, обаяние, привлекательность, харизму. Женщины СССР грезили о Миронове, Харатьяне, Старыгине. У мужчин тоже были кинокумиры – Орлова, Вертинская, Ладынина… Список этот можно продолжать очень долго. Вот лишь десять актеров, оставивших глубокий след в сердцах советских зрителей.
НАТАЛЬЯ ВАРЛЕЙ
Мало кто мог остаться равнодушным к звонкоголосой большеглазой брюнетке после выхода на экраны картины Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Известно, что на эту роль Гайдай перебрал огромное количество претенденток, но его выбор пал именно на Варлей. А ведь когда-то она и не помышляла о кинокарьере. Зато, будучи подростком, увидела объявление о наборе в детскую цирковую студию, пришла туда, а впоследствии окончила акробатическое отделение Государственного училища циркового и эстрадного искусства. Так что Наталья была циркачкой, эквилибристкой куда в большей степени, нежели актрисой. После «Кавказской пленницы» играла во многих фильмах, в таких как «Вий», «Двенадцать стульев», «Семь невест ефрейтора Збруева», «Гостья из будущего». И сегодня ее нередко можно увидеть на ТВ. Студентка, комсомолка и просто красавица, она и спустя годы продолжает оставаться привлекательной. По словам самой Варлей, она очень рано встает, принимает ледяной душ, занимается гимнастикой – у нее есть собственный комплекс упражнений, который, по ее словам, помогает ей быть в тонусе уже много лет.
ВЛАДИМИР КОРЕНЕВ
Больше всего известен отечественному зрителю по фильму «Человек-амфибия». Интерес к литературе и театру появился у него с детства. Началось все с драмкружка, потом было поступление в ГИТИС – и, наконец, первые кинопробы. По сути, именно Ихтиандр стал первой серьезной киноролью Коренева, но успех был настолько оглушительным, что молодой человек превратился в один из символов страны. Жена Владимира, актриса Ирина Коренева, рассказывала, что у мужа было невероятное количество поклонниц, многие из которых ездили за ним по всей стране, провожая его в одном городе и встречая в другом. При этом, по воспоминаниям Ирины, женщины были интеллигентными и к ней относились с симпатией. Благодаря им она всегда знала маршруты передвижения своего супруга: они ходили за ним по пятам, а потом докладывали ей, где его можно отыскать.
АНАСТАСИЯ ВЕРТИНСКАЯ
Маленькая Настя собиралась стать не актрисой, а балериной, но ее не взяли, посчитав, что она «слишком крупная». Правда, режиссер Александр Птушко придерживался другого мнения по поводу внешних данных девушки. Он сразу утвердил ее на роль Ассоль в фильме «Алые паруса». 15-летняя Анастасия стала самой популярной девушкой страны. Впоследствии она вспоминала, что ранняя слава сильно повредила ей: ее все узнавали, многие даже прикасались без предупреждения. После «Человека-амфибии» этот успех только закрепился. Впоследствии Вертинская была замужем дважды – за режиссером Никитой Михалковым и композитором Александром Градским, однако оба брака закончились разводом. Вертинская, пожалуй, одна из немногих актрис, которые открыто признавались, что красота всегда была для них тяжким бременем, а потому с годами она спокойно относилась к тому, что становится старше, и никогда не гналась за уходящей молодостью.
СВЕТЛАНА СВЕТЛИЧНАЯ
Мама Светланы Светличной еще до рождения дочери решила, что та будет актрисой, и с детства готовила ее к этому. Она не ошиблась: в СССР не было ни одного зрителя, который не знал бы Анну Сергеевну из фильма «Бриллиантовая рука». Все помнят этот диалог: «Геша, ты бы ушел от такой женщины? – Я бы нет». И эта роль оставалась с ней всю ее жизнь, по ней ее узнавали. Впрочем, у Светличной было много ярких работ в кино: «Колыбельная», «Отец Сергий», «Стряпуха», «Семнадцать мгновений весны»… Светличная – невероятно энергичный человек. В свои годы она с удовольствием носит яркую одежду, пользуется услугами именитых стилистов и косметологов, занимается спортом и уверяет, что переживает новый пик молодости.
АЛЕКСАНДР АБДУЛОВ
Всенародная слава пришла к Абдулову после роли Медведя в телефильме «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца. Среди других его легендарных работ – роли в картинах «Самая обаятельная и привлекательная», «С любимыми не расставайтесь», «Карнавал», «Ищите женщину», «Чародеи», «За прекрасных дам», «Формула любви», «Десять негритят», «Гардемарины, вперед!».
У Абдулова была настоящая армия поклонниц, и он был женат несколько раз. Первая дочь Евгения родилась лишь в 2007 году, незадолго до смерти актера. Здоровье начало подводить Александра лишь в последние годы, а прежде отличная физическая подготовка позволяла ему обходиться без дублеров во всех фильмах.
ЛЮБОВЬ ОРЛОВА
Любовь Орлову справедливо считают первым советским секс-символом – и первой красавицей советского кинематографа. Слава пришла к ней уже после ленты «Волга-Волга». Потом были не менее звездные «Цирк» и «Весна». Мужчины хранили ее фотографии, а женщины взяли моду стричься «под Орлову», красить волосы, чтобы добиться ее оттенка, выщипывать брови, как она. Надо сказать, Любовь Орлова очень тщательно следила за собой на протяжении всей жизни: она пользовалась лучшей косметикой, сидела на строгих диетах, прибегала к пластической хирургии.
Актриса трижды была замужем, но детей у нее не было. Последней работой в кино стала незамеченная лента «Скворец и Лира», где Орлова играла молодую разведчицу, при том что ей самой было уже за семьдесят. Увы, это было очень сложно скрыть, несмотря на двухчасовой грим и специальные фильтры перед камерами. Самой актрисе фильм не нравился. Да и вообще, она не любила говорить о своем возрасте, равно как и отмечать дни рождения. Она любила повторять: «Мне всегда будет 39 – и ни на один день больше».
ОЛЕГ ЯНКОВСКИЙ
Янковский тоже, без преувеличения, один из главных символов советского кино. Пожалуй, в первую очередь он ассоциируется с фильмом «Тот самый Мюнхгаузен», также с лентами «Крейцерова соната», «Щит и меч», «Служили два товарища», «Зеркало», с сериалами «Доктор Живаго» и «Воспоминания о Шерлоке Холмсе». Вспоминая все эти картины, невозможно поверить в то, что в кино Янковский попал случайно, хотя и начал с театральной сцены. Дело было во Львове, Олег зашел пообедать в гостиничный ресторан, а там как раз сидела съемочная группа будущего фильма «Щит и меч». На роль Генриха тогда еще никого не нашли и не понимали, где найти. Взгляд режиссера упал на Янковского случайно: этот, мол, подошел бы идеально, но он, конечно, какой-нибудь физик или филолог. А вот найти артиста с таким умным лицом невозможно… Хорошо, что кто-то из ассистентов не поленился подойти к Олегу. Так началась его кинокарьера, а за ней – всесоюзная популярность.
АНДРЕЙ МИРОНОВ
Миронов родился 7 марта, но родители записали в свидетельстве восьмое, пошутив, что это подарок прекрасным дамам к Международному женскому дню. По иронии судьбы впоследствии актер похитил немало женских сердец.
Впервые оказался на сцене еще в школе, потом пришел в театральную студию. Интересно, что на первых кинопробах Андрея забраковали, но он продолжал упорно заниматься, поступил в Щукинское училище и тогда же впервые появился на киноэкране – в фильме «А что, если это любовь?».
Вряд ли будет ошибкой сказать, что Андрей Миронов был одним из самых востребованных и популярных актеров Советского Союза. За свою недолгую жизнь он снялся более чем в шестидесяти фильмах, не говоря уже о театральных постановках. Самые яркие картины – «Три плюс два», «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Блондинка за углом», «Человек с бульвара Капуцинов». Многие роли стали легендарными, а реплики героев – крылатыми. Чего стоят лента «12 стульев» и неподражаемый Остап Бендер с его изречениями! Кроме того, Миронов много играл в театре, занимался озвучкой.
ЭЛИНА БЫСТРИЦКАЯ
Всесоюзная слава пришла к ней в 50-е годы благодаря роли Аксиньи в экранизации шолоховского «Тихого Дона». Тем удивительнее, что сама Быстрицкая никогда не считала себя красивой. Сотни мужчин мечтали добиться ее расположения, а она отвергала их. Правда, в конце 60-х все-таки вышла замуж. Ее избранником оказался сотрудник Министерства внешней торговли. Они прожили вместе двадцать семь лет, а потом Элина подала на развод – не смогла простить супругу измены. Быстрицкая сосредоточилась на кино и театре.
Среди самых ярких лент с ее участием – «Добровольцы», «Русский сувенир», «Негасимое пламя», «Бравые парни», «Бабий Яр», «Возвращение Мухтара». Быстрицкая всегда тщательно следила за фигурой и внешностью и даже в глубокой старости выглядела гораздо моложе своих лет.
ЛЮДМИЛА ГУРЧЕНКО
Всесоюзная слава Гурченко началась после рязановской «Карнавальной ночи». Ее героиня была большеглазой, худенькой, озорной, со звонким голосом. После успеха киноленты специально для Людмилы был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой». Увы, такой популярности он не снискал, а вот Гурченко стали воспринимать как актрису несерьезного, легкого жанра. Вслед за этим начался десятилетний период забвения, когда актриса перебивалась мелкими ролями и случайными заработками. Сама Гурченко характеризовала этот период жизни так: «Жесткость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье – и десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней?»
Возраста своего никогда не скрывала, но за красоту и молодость боролась всеми возможными способами, включая пластическую хирургию. Гурченко родила только одного ребенка, зато мужей у нее было шесть, причем последний моложе ее на двадцать пять лет. Впрочем, она умудрялась выглядеть так, что он казался старше, и в шутку звала его папой. Самое смешное, что окружающие охотно верили в это.