На все руки мастер: самые яркие и неоднозначные образы Сергея Безрукова
Сегодня, 18 октября, свой 45-й день рождения отмечает один из самых востребованных актеров российского кино – Сергей Безруков. На его счету десятки самых невероятных амплуа – дьяк и бандит, поэт и знаменитый танцор, заключенный и генерал, футболист и милиционер. К юбилею народного артиста России Tricolor TV Magazine подготовил подборку самых ярких и запоминающихся фильмов с его участием.
Владимир Высоцкий
«Высоцкий. Спасибо, что живой»
Этот проект стал по-настоящему сенсационным – и уже хотя бы потому, что имя исполнителя главной роли сохраняли в тайне даже для партнеров. Актер появлялся на съемочной площадке уже в гриме, после многочасовой подготовки. Да и лицо в кадре не совсем его – это маска, воссоздающая лицо кумира поколений с почти хирургической точностью. Карты были раскрыты лишь через четыре месяца после премьеры. Это был принципиальный момент: создатели фильма хотели, чтобы ничто не отвлекало зрителя от личности самого Владимира Семеновича, а лицо Сергея слишком узнаваемо. Для Безрукова эта работа стала одной из сложнейших за всю карьеру – слишком уж велика была для него ответственность, тем паче он сам поклонник творчества Высоцкого. Поначалу он вообще отказывался от этой роли, но через год все же принял предложение, да и не было по большому счету других кандидатов.
Иван-дурак
«Самая реальная сказка»
Эту картину Сергей Безруков продюсировал сам, а идея возникла буквально за один вечер. В этом фильме сказочные персонажи «переселяются» в современный мир, подстраиваясь под его реалии. Кощей Бессмертный становится главой прибыльной корпорации, Василиса Премудрая – учительницей, Леший – бездомным, а Иван-дурак, которого сыграл сам Сергей Безруков, оказывается бывшим десантником. Присутствуют в сюжетной линии и богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Лента вышла совершенно неформатной – у нее даже были проблемы с прокатом, но именно поэтому она особенно дорога Безрукову.
Николай Раневич
«Матч»
Одна из самых ярких спортивных патриотических драм российского кино рассказывает о легендарном «матче смерти» между футболистами киевского «Динамо» и «Локомотива» и немецкой командой Flakelf в 1942 году, после которого девять киевских футболистов были арестованы гестапо. Сергею Безрукову досталась роль вратаря Николая Раневича, который был готов отдать свою жизнь, но сохранить при этом честь. Съемкам предшествовала тщательная подготовка – несколько месяцев Безруков тренировался у знаменитого вратаря Сергея Овчинникова, смотрел футбольную хронику и даже репетировал одесский акцент.
Иешуа Га-Ноцри
«Мастер и Маргарита»
В мини-сериале Владимира Бортко, основанном на легендарном произведении Булгакова, Безруков сыграл Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого был сам Иисус Христос. Кроме того, актер озвучил Мастера. Роль была крайне непростой, и хотя Безруков является верующим человеком, своего персонажа он отождествлял исключительно с литературным героем. В процессе подготовки к съемкам Безруков держал строгий пост и отказался от половины театральных спектаклей. По словам актера, эта роль сильно изменила его, сделав намного добрее.
Сергей Есенин
«Есенин»
Сюжетных линий в этом телефильме две. Одна развивается при жизни знаменитого поэта, а другая – намного позже, уже в 80-е годы ХХ века, когда следователь, подполковник Александр Хлыстов, пытается разобраться в сложных обстоятельствах гибели Есенина. Многие зрители убеждены, что это одна из лучших ролей в карьере Безрукова. По признанию самого актера, он хотел сломать стереотипы о поэте, уйти от шаблонного образа гуляки, скандалиста, хулигана и алкоголика, представить Есенина как Моцарта своего времени.
Саша Белый
«Бригада»
С этого 15-серийного телефильма началась настоящая популярность Безрукова – и именно этот сериал вызвал наиболее ожесточенные споры. История о «современных мушкетерах» от криминального мира показалась зрителям чересчур уж противоречивой, многие увидели романтизацию преступного образа жизни на фоне лихих 90-х, но центральной идеей была крепкая мужская дружба, способная выдержать любые испытания. Роль Саши Белого досталась Безрукову непросто – на нее также претендовали Константин Хабенский, Сергей Шнырев, Юрий Лагута и Вадим Калганов. Но именно Безруков смог во всей красе продемонстрировать столь необходимую для этого персонажа отрицательную харизму. Позже актер неоднократно подчеркивал, что не тиражирует себя в образе этого героя, хотя роль была для него весьма интересной.
Александр Пушкин
«Пушкин. Последняя дуэль», «Гоголь. Ближайший»
Образ «солнца русской поэзии» оказался для Безрукова особенно родным и близким, ведь великого классика он играл трижды! И не только в кино, но и на театральной сцене, в спектакле «Александр Пушкин», причем автором постановки был Виталий Безруков, отец актера. Это было серьезное драматургическое полотно, которое охватывало солидную часть жизни поэта. Для молодого Безрукова воплотить этот образ (далеко не хрестоматийный, кстати) было серьезнейшей задачей, и спектакль вызвал немало обсуждений разного толка, хотя и собирает полные залы. Ну а в фильме Натальи Бондарчук «Последняя дуэль» (2006) и в ленте «Гоголь. Ближайший» (2009) Пушкин в исполнении Безрукова просто покорил зрителей, да и члены съемочной группы были поражены тем, как актер вживается в роль. Сам Сергей не раз признавался: каждый раз, когда он берется играть Пушкина, он стремится к тому, чтобы зрители ощущали смерть поэта как личную трагедию, а не просто как биографическую страницу литературной энциклопедии.