Чтобы как в жизни: как работают над правдоподобностью сериалов
Качественный сериал – это не только герои и события, в которых они принимают участие, но и среда, в которой они находятся: больница, полицейский участок, детективное агентство, кабинет следователя… Понятное дело, любой художественный фильм несет в себе немало вымысла, а человеку со стороны сложнее судить, насколько достоверно показана работа той или иной структуры. Но действительно рейтинговый продукт все-таки максимально приближен к реальности. Чтобы все было «как в жизни», к съемочной группе должен примкнуть еще один человек – консультант. Он-то и исправит «ляпы» сценаристов.
ПРО ЛЮДЕЙ В БЕЛЫХ ХАЛАТАХ
Пожалуй, сложнее всего правдоподобно снять медицинские сериалы. И одно дело, если речь идет о ситкоме вроде «Интернов» – все-таки, там главное внимание уделяется диалогам и забавным ситуациям в коридорах клиники и за ее пределами, а не постановке диагноза, хотя и у этого сериала есть медицинские консультанты. Но, например, создатели «Доктора Хауса» со всей серьезностью отнеслись к тому, чтобы содержание серий было как можно достовернее. Именно поэтому над проектом работает целая команда медицинских консультантов. Они ищут необычные случаи из практики, изучают редчайшие интересные заболевания и подкидывают Хаусу новые и новые загадки.
Конечно, и тут не обходится без ошибок вроде запускания остановившегося сердца дефибриллятором, но в целом компетентность авторов на высоте. В англоязычной википедии практически каждый эпизод сопровождается медицинской рецензией, которая описывает проколы сценаристов и детально рассказывает о заболевании, о котором шла речь. Примечательно, впрочем, что одним из главных медицинских консультантов «Доктора Хауса» является Лиза Сандерс – изначально и не врач вовсе, а журналист, которая описывала любопытные медицинские случаи в газете «New York Times» в колонке «Думай, как врач».
Среди российских сериалов можно особо отметить «Склифосовского», «Практику» и «Тест на беременность». Даже врачи сходятся во мнении, что эти телефильмы не так уж и далеки от реальности.
ТЕРМИНЫ, КОТОРЫХ НЕ ПОНИМАЮТ
Еще одна популярная тема как в кино, так и в сериалах – хакеры. В большинстве голливудских художественных фильмов они изображаются этакими волшебниками: вставил куда-то флешку, набрал что-то на клавиатуре, взломал сверхсекретную базу и так далее. На деле возможности этих людей, конечно, не безграничны, и в кино это надо учитывать. Например, профессиональные программисты подсказали немало деталей сценаристам сериала «Кибер» Майкла Манна. Именно здесь технологическая часть передана настолько жизненно, что поверил бы даже профессионал. Компьютерные термины не разжевываются для зрителей: между собой герои общаются на специфическом сленге, где есть и «луковая маршрутизация», и «DDOS-атака», и «руткит». Иногда у героев просто не получается взломать систему, то есть хакеры не выглядят всемогущими.
Создатели ситкома «Кремниевая долина» общались с предпринимателями-миллиардерами, с авторами популярных приложений и стартапов, а также с юристами. Те рассказали им немало историй, в том числе и связанных с нарушением трудового законодательства в IT-сфере, и многое в итоге попало на страницы сценария, а затем и на экран. Все эти собеседники не были консультантами в полной мере, но поделились опытом, что помогло сделать сериал правдоподобнее. По словам создателей «Кремниевой долины», истории, когда предприниматели «терпят фиаско в шаге от джекпота на миллиард долларов» в реальности случаются каждый день.
Свежий сериал «Стартап» тоже, что называется, в тренде. Фильм посвящен нескольким хакерам, которые противостоят ФБР, и валюте, которая здесь называется GenCoin и которая символизирует биткоин, самую крупную цифровую валюту в мире. Многие считают, что она предназначена для отмывания денег; авторы сериала пытаются развенчать этот миф. Консультировать сериал пригласили риск-менеджера и эксперта по противодействию отмыванию денег одной из крупных международных компаний Брайана Стокерта.
Брайан Стокерт:
«Люди много слышали о цифровой валюте, но действительно не понимают, как она работает. Я вижу единственный способ рассказать об этом достоверно – создать сюжет вокруг цифровой валюты, за перипетиями которого люди будут следить»
ТАК ВСЁ И БЫЛО?
Исторические сериалы – особая статья: в них часто бывают неточности, оправданные художественным вымыслом, хотя, если бы сценаристы просто следовали реальным фактам, сюжет мог бы получиться не менее захватывающим. С другой стороны, черпать материал для сюжета куда как проще: достаточно провести несколько дней в библиотеке, чтобы узнать почти всю подноготную императрицы, ее фаворитов, их родственников и хитросплетение событий, которые их связали. Скажем, сериал «Екатерина» часто ругают за недостоверность, например, за банальное отсутствие париков, не говоря уже об искажении тех или иных событий. Напротив, очень добротно поработал исторический консультант на съемках сериала «Григорий Р», где Владимир Машков сыграл Распутина. Профессионал с большой базой знаний об изображаемой эпохе отследил все: и детали костюма и причесок, и соблюдение этикета – военного, дворцового, и даже то, как официанты подавали за столом блюда и наливали вино.
Телефильм «Раскол» консультировали настоящие старообрядцы, а также историки, специализирующиеся на эпохе, в которую произошел церковный раскол. Они пошли еще дальше: не просто изложили подлинную информацию, но и провели серьезную научную работу. В итоге сценарий несколько раз переделывали и внесли в него интереснейшие эпизоды, малоизвестные даже профессиональным историкам. Это – редкий пример, когда реальные события были переданы практически документально.
Наконец, зачастую в основу сериалов ложатся и недавние события. Тогда найти того, кто помог бы создать беспристрастный сценарий, еще сложнее. Например, консультантом отечественного шпионского триллера «Неподсудные», показанного телеканалом НТВ, стал депутат Госдумы Андрей Луговой, ранее подозреваемый в убийстве Александра Литвиненко. Продюсер фильма Денис Фролов заявил, что участие Лугового бесценно для актеров и режиссера. Луговой принял предложение, но резонансные события и полониевый скандал не комментировал, так что сценаристы изложили свое видение этой истории, но воспользовались его советами, создавая многие другие эпизоды.