Рецензия на сериал «Секретные материалы»
В конце января практически одновременно с американской премьерой на Fox на российском телеканале ТВ-3 стартовал новый сезон легендарного фантастического шоу «Секретные материалы».
Съемки шести эпизодов нового сезона стартовали 8 июня 2015 года в Ванкувере
Более десяти лет прошло с тех пор, как агенты Фокс Малдер и Дана Скалли повесили бутсы на гвоздь и оставили в покое инопланетян и друг друга. Если заглянуть сейчас в старые добрые «Секретные материалы» 90-х годов, можно испытать легкий шок – как далеко, оказывается, ушли бытовые и технические реалии, да и телевизионная стилистика за столь небольшой период.
После известия о премьере этот разрыв шаблона остроумно обыграл комик Джимми Киммел в своем шоу, где Малдер и Скалли пытаются выйти в интернет по диалап-соединению, позвонить по огромному сотовому одной из первых моделей и так далее. Не стояла на месте и карьера актеров Дэвида Духовны и Джиллиан Андерсон – у нового поколения телезрителей первый ассоциируется скорее не с Фоксом Малдером, а с чудаковатым писателем Хэнком Муди из «Калифорникейшн», а мисс Андерсон произвела сильнейшее впечатление своей ролью холодной леди-детектива Стеллы Гибсон из британского «Краха». Особенность артистической харизмы обоих – в подобном срастании с собственными ролями; так или иначе, сложно отделаться от мысли, что в новом сезоне «Материалов» встречаются не Малдер и Скалли, но Хэнк Муди с его обаятельной помятостью и детектив Гибсон, зрелой и строгой красотой напоминающая какую-нибудь воинственную кельтскую королеву.
Изменился и мир вокруг героев, особенно мир западный, мир «золотого миллиарда». Если в относительно благополучные для него девяностые потряхивало где-то еще – будь то локальные конфликты в бывших советских провинциях, Ближний Восток, Латинская Америка или вечно клокочущая Африка, то в нулевые и десятые западные люди стали смотреть в небо вовсе не в ожидании увидеть НЛО. Какие там инопланетяне, когда на голову падают уже самолеты и небоскребы.
Слоган нового сезона «Секретных материалов» – «Истина по-прежнему где-то рядом»
Духом нового тревожного времени, изобилующего сомнительной информацией и потому непрозрачного для осмысления, порождающего одну за другой конспирологические теории, проникнута пилотная серия новых «Секретных материалов». Иной раз кажется, что сценарий для нее писал лохматый колумнист какого-нибудь алармистского ресурса из тех, что без устали сообщает миру о заговорах элит, тотальном высокотехнологическом шпионаже за всеми без исключения гражданами и новых видах оружия, которые используются для разнообразных случаев массового геноцида в неугодных странах. Новый сезон заставляет вспомнить не старые «Материалы» с их симпатичными резиновыми алиенами, но скорее мрачные антиутопические сезоны британского «Торчвуда» (взрослый спин-офф семейного фантастического сериала «Доктор Кто»), каждый из которых способен надолго лишить впечатлительного обывателя душевного равновесия.
Смотрите новые «Секретные материалы» на ТВ-3
На начало истории у Малдера и поначалу, кажется, скептически настроенной доктора Скалли появляется новый союзник – тележурналист Тэд О`Мэлли (Джоэль Макхейл), пытающийся раскрыть многолетний заговор американского ВПК и спецслужб против американского же народа, и новый случай – девушка Света (Аннет Махендру), которую, по ее словам, похитили и использовали как живой инкубатор для опытов по скрещиванию homo sapiens с инопланетянами – а те, как выясняется, виноваты оказались лишь в том, что прилетели полюбопытствовать и невольно отдали свои передовые технологии в нечистые руки американского КГБ. Одновременно всплывает история с ребенком Малдера и Скалли и ее собственным похищением, о котором говорится в последних сериях старых «Материалов». Подобный «разворот над Атлантикой» способен повергнуть в шок любого преданного фаната.
Несмотря на эту любопытную в принципе перезагрузку сюжета, плохих новостей об инкарнации «Секретных материалов» – 2016 пока больше, чем хороших. Помимо того, что в первой серии с точки зрения современного телевизионного стиля непозволительно много болтовни, между Малдером и Скалли практически исчезла та химия, которая в свое время привлекла к шоу его преданную аудиторию. Духовны и Андерсон хороши каждый сам по себе, но в совместных эпизодах выглядят как два незнакомца из разных сказок, которых почему-то заставили говорить текст, изобилующий намеками на совместное прошлое. Тэд О`Мэлли кажется то медиахищником, то законченным параноиком, и даже показанные лобовые эпизоды со злодеяниями спецслужб не очень-то убеждают в обратном. Мир вокруг героев тоже как-то не выстраивается, а ведь одной из главных составляющих хорошего шоу является неповторимая атмосфера – именно ей в значительной степени обязаны успехом большинство новых телехитов с детективной, фантастической и конспирологической подоплекой, от «Настоящего детектива» до «Оставленных». Пока создателям удается заинтриговать, но не убедить – посмотрим, что будет дальше, и в случае неудачи утешимся тем, что много времени новые «Материалы» у зрителя не отнимут, в сезоне всего-то шесть серий.