Наверх
4680

Как делают шпионские телесериалы по обе стороны Атлантики

«У нас — разведчики, у них — шпионы», — так объясняла мне в советской школе учительница русского языка. В современном мире слово «шпион» утратило негативную окраску: ну, шпион, ну да, есть такая профессия. Во многом это заслуга кинематографа, разглядевшего в шпионах эдаких «рыцарей плаща и кинжала». Но и телевидение быстро освоило жанр эпической шпионской саги: здесь есть место и подвигам, и предательствам, и приключениям, и тонкой интеллектуальной и психологической игре. Очень разнообразный жанр, в рамках которого можно и развлекать, и пропагандировать. Жанр воистину интернациональный: свои герои есть и в Великобритании, и в Америке, и в России.

ШТИРЛИЦ НАВСЕГДА

Вопреки названию, в фильме не семнадцать, а всего лишь двенадцать серий

Начать необходимо с главного советского бестселлера — телефильма Татьяны Лиозновой. Хотя бы по той причине, что во время первого показа «Семнадцати мгновений весны» в августе 1973 года улицы советских городов в буквальном смысле слова пустели, — вся страна собиралась у экранов телевизоров. Аудиторию первого показа оценивают минимум в 50—80 млн зрителей. Вопреки названию, в фильме не семнадцать, а всего лишь двенадцать серий. Для инопланетян и иностранцев вкратце напомним сюжетную канву: весна 1945 года, исход Второй мировой уже предрешен, но в эти дни определяется устройство послевоенного мира.

Вопреки названию, в фильме не семнадцать, а всего лишь двенадцать серий. Для инопланетян и иностранцев вкратце напомним сюжетную канву: весна 1945 года, исход Второй мировой уже предрешен, но в эти дни определяется устройство послевоенного мира. Де-юре о нем только что договорились главы держав-союзников: Сталин, Черчилль и Рузвельт на февральской конференции в Ялте, но фактически раздел сфер влияния во многом зависит от последних месяцев войны. А нацистское руководство перед лицом поражения, в свою очередь, ищет возможности сепаратно сторговаться с США и Великобританией. Советский разведчик Максим Исаев, давно внедренный в германские спецслужбы под именем Макс Отто фон Штирлиц, получает задание выяснить подробности сепаратных переговоров и, по возможности, помешать им. 

Юлиан Семенов писал свой роман, основываясь на реальных событиях, хотя есть и серьезные расхождения: переговорщик с немецкой стороны генерал Вольф действительно встречался в Швейцарии с американским дипломатом (а впоследствии шефом ЦРУ) Алленом Даллесом, но вовсе не по заданию Гиммлера, а с одобрения самого Гитлера.

Юлиан Семенов писал свой роман, основываясь на реальных событиях, хотя есть и серьезные расхождения

Великолепная шахматная интрига с участием нацистского руководства, которую хитроумно разыгрывает Штирлиц, никогда не происходила в действительности. Впрочем, и сам Штирлиц — персонаж вымышленный, советского разведчика на столь значимом посту в СД на тот момент у СССР не было. Но сила искусства такова, что Штирлиц/Тихонов для нескольких поколений телезрителей едва ли не более реален, чем, к примеру, Рихард Зорге — настоящий советский разведчик, работавший в Японии и повлиявший на исход войны куда больше, чем знаменитый штандартенфюрер (даже если бы он был). 

Другой казус фильма состоит в том, что превосходные актерские работы — Олега Табакова (начальник внешней разведки Шелленберг), Леонида Броневого (начальник гестапо Мюллер), Юрия Визбора (глава нацистской партии Борман), а также выразительная опереточная форма эсэсовцев парадоксальным образом очеловечила в сознании советского зрителя крайне неприятных исторических личностей. Родственники Шелленберга после просмотра фильма даже прислали Олегу Табакову благодарственное письмо. 

В 2009 году фильм был колоризирован, по техническим соображениям серии подверглись значительным купюрам. Цветная версия вызвала много споров как среди специалистов, так и среди телезрителей; разошлись и мнения создателей: Татьяна Лиознова похвалила проделанную работу, а Вячеслав Тихонов заявил, что это совсем не та картина, в которой он участвовал.

НОВОЕ ВРЕМЯ, СТАРЫЕ ТРАДИЦИИ

К слову, истории Юлиана Семенова о разведчике Исаеве экранизировали не единожды. В разное время Исаева играли Родион Нахапетов («Пароль не нужен, 1967) и Владимир Ивашов («Бриллианты для диктатуры пролетариата», 1975). Последняя по времени экранизация — телесериал по тем же ранним рассказам, весной 2009 года впервые показанный на телеканале «Россия 1». Сюжет «Исаева» сочетает в себе шпионские линии с детективными и революционными. Неплохой, в принципе, сериал, созданный талантливым режиссером Сергеем Урсуляком (автором «Ликвидации»), вполне можно рекомендовать к просмотру любителям жанра. Главную роль исполнил Даниил Страхов. 

Сюжет «Исаева» сочетает в себе шпионские линии с детективными и революционными

Телевидение российского периода постоянно обращается к теме разведки и спецслужб, но в памяти зрителей эти проекты редко задерживаются. Среди исключений, помимо уже упомянутого «Исаева», — сериал «Красная капелла» 2004 года, посвященный знаменитой антифашистской разведсети, которая работала в Западной Европе в конце тридцатых и в первые годы войны.

Название «Красная капелла» подполье получило в германской контрразведке. «Капелла» — потому что радистов на шпионском жаргоне немцы называли «музыкантами» или «пианистами» (вспомним хотя бы «пианистку Кэт» из «Семнадцати мгновений»), а «красная» — потому что подпольщики в большинстве своем были коммунистами. Наряду с подпольщиками-антифашистами в «Капеллу» входили и кадровые советские разведчики. В одноименном сериале за основу взята история брюссельско-парижской сети; среди главных героев — руководители организации Жан Жильбер (настоящее имя — Леопольд Треппер) и Винсенте Сьерра, он же Кент (Анатолий Гуревич), эсэсовский сыщик Карл Гиринг, — всё это реально существовавшие люди.

Роль Треппера исполнил Андрей Ильин, в роли Гуревича — Сергей Юшкевич (молодость) и Даниэль Берке (в летах), Гиринга играет Алексей Горбунов. Достоверность телепостановки, конечно, условна, но в данном случае она отчасти искупается тем, что даже в реальной истории бельгийско-французской «капеллы» до сих пор множество белых пятен и разночтений. В отличие от большинства новых российских сериалов в «Капелле» сделана попытка погружения в богатый и трагический материал, вылеплены живые и многогранные характеры, что и обеспечило фильму внимание и любовь зрителей.

НА РОДИНЕ ДЖЕЙМСА БОНДА

Сериал «Шпион, выйди вон!» часто сравнивают с картиной «Семнадцать мгновений весны»

Что ж, настало время внедриться в иностранные спецслужбы и посмотреть, что же интересного происходит за рубежом. Во-первых, это классический английский телесериал «Шпион, выйди вон!» (“Tinker Tailor Soldier Spy”, 1979), снятый по роману бывшего (хм!) сотрудника MI5 и MI6 (британская контрразведка и разведка соответственно) Джона Ле Карре (настоящее имя Дэвид Джон Мур Корнуэлл). Сериал 1979 года настолько важен для жанра, что его сравнивают с нашим телеэпосом про Штирлица, с той только разницей, что лаконичные британцы уложились в семь серий.

После загадочного провала одной восточноевропейской операции, ключевой и любимый герой Ле Карре, разведчик Джордж Смайли, уже находясь в отставке, начинает охоту на русского «крота», засевшего в «цирке» (жаргонное название разведуправления). Топ-менеджерам управления присваиваются кодовые имена — те самые tinker, tailor, etc., по детской считалке, и начинается охота. Сериал поживее полнометражного фильма 2011 года — за счет специфических английских шуточек. В главной роли Джорджа Смайли — по-настоящему великий британский актер сэр Алек Гиннесс, известный всему миру как Оби Ван Кеноби из «Звездных войн».

Самый масштабный британский шпионский сериал называется «Призраки» (“Spooks”) и отсылает к распространенному прозвищу британских рыцарей плаща и кинжала. Строго говоря, в «Призраках» речь идет не о разведчиках, а о контрразведчиках: специальном отделе MI5. Но грань между этими двумя специальностями (по крайней мере в телевизионной подаче) довольно размыта. С 2002-го по 2011-й было снято десять сезонов длительностью от шести до десяти серий. Здесь есть всё, чего некоторым недостает в экранизациях Ле Карре: погони, перестрелки, допросы с пристрастием и даже террористическая атака на Лондон с помощью миниатюрных субмарин.

В «Призраках» речь идет не о разведчиках, а о контрразведчиках

Бюджет сериала позволил показать зрелищные взрывы, роскошные приемы и дальние страны: все то, чем привлекает широкого зрителя шпионско-приключенческое кино. С фактической достоверностью, здесь, понятное дело, не очень, зато психологическая соблюдена в полной мере: большинство героев неоднозначны, с двойным, а то и тройным дном. Есть, впрочем, и забавные «ляпы»: например, когда персонаж Ричарда Армитиджа (Торин Дубощит в «Хоббите») порет на хорошо знакомом его герою по сюжету русском языке какую-то нелепицу про чернобыльские грибы. А все потому, что не надо экономить на владеющих языком консультантах! Каст сериала в основном составляют крепкие телевизионные актеры — Питер Ферт,Николя Уолкер, Гермиона Норрис, но встречаются и звезды — Хью Лори, Энди Серкис, Ричард Армитидж и даже сверхпопулярный ныне Бенедикт Камбербатч.

РУССКАЯ АМЕРИКА

Над российским сериалом «Родина» работали режиссеры Павел Лунгин и Тамаш Тот

Теперь пересекаем Атлантику и обращаемся к шпионскому ТВ нашего многолетнего партнера в геополитическом спарринге. Начать придется с невероятно и заслуженно успешного сериала «Родина» или «Чужой среди своих» (“Homeland”). Далеко не все знают, что первоисточник американского сериала — израильский телефильм «Военнопленные». Главные герои американской версии — морпех, освобожденный из плена арабских террористов много лет спустя, и сотрудница ЦРУ которая подозревает его в работе на противника. Снято четыре сезона, сериал продлен на пятый. «Цэрэушницу» играет американская звезда Клер Дэйнс, а бравого американского морпеха — англичанин Дэмиен Льюис.

«Родина» стала настолько популярной франшизой, что с 16 по 26 марта 2015 года на «России-1» состоялась премьера первого сезона одноименного российского телесериала с Владимиром Машковым и Викторией Исаковой. Сериал получил крайне высокие рейтинги среди зрителей, став для телеканала «Россия-1» самым успешным телесериалом за последние два года; доля просмотров телефильма достигла 20%! 

Еще одна классная шпионская теледрама — «Американцы» — придумана сценаристом с опытом работы в ЦРУ Джо Вайсбергом. Главные герои — два советских разведчика, внедренные в «среду», мистер и миссис Дженнингс. Умные, решительные, временами жестокие, — короче, настоящие враги, но показанные с уважением, что, вообще-то говоря, редкость для англо-американской кино- и телеиндустрии.

Сценаристом сериала «Американцы» выступил Джо Вайсбергом, который имеет опытом работы в ЦРУ 

Дело происходит в восьмидесятые, создатели постарались передать дух и приметы времени, и вот что еще любопытно — если в 85-м-89-м годах советская и американская реальности существовали на разных планетах, то по прошествии трех десятилетий легко замечаешь общие черты. Главный ляп всё тот же — русские говорят на великом и могучем с диким акцентом, хотя и без штампов про медведей, водку, балалайку и чернобыльские грибы. В главных ролях — американка Кэри Рассел и британец Мэттью Риз. 

Своеобразным сиквелом «Американцев» стала шпионская драма «Преданность» (“Allegiance”), первый сезон которой сейчас идет на NBC. Действие происходит в наши дни. По сюжету сериала молодой оперативник ЦРУ Алекс О’Коннор узнает, что его родители были советскими агентами, которых в свое время «законсервировали», и оказывается перед выбором — хранить верность старой или же новой родине. Понятно, в принципе, какой выбор сделает настоящий ковбой Алекс на американском ТВ, но посмотреть все равно интересно: а вдруг наши победят?

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.