В эфир «Первого канала» вышел сериал «Фарца»
Юбки солнце-клеш, первые ритмы рок-н-ролла и много денег — такими были московские шестидесятые, если посмотреть сериал «Первого канала» «Фарца».
В«Фарце» история героев заявлена аж до 1991 года, — и это уже смахивает на «мыло»
Среди весенних премьер отечественных сериалов выделяется лаконичный и крепко сбитый сериал «Фарца» на Первом канале. Шоураннеры — Александр Цекало и Александр Котт, при участии Юлии Идлис. Восемь серий «Фарцы» при отечественной практике демонстрации — по две серии в день с понедельника по четверг — укладываются всего лишь в одну неделю.
Эта практика, надо сказать, столь же оправдана, сколь пагубна — получается, ставка делается не на качественную историю, которая впечатается в память зрителя и не отпустит, и заставит включить телевизор. Прискакали, захватили зрительское внимание на неделю или две и умчались восвояси. Опасения понятны: при открытом рынке и конкуренции в виде «Игры престолов», «Шерлоков» (хорошо англичане хоть в два года по чайной ложке снимают), «Хороших жен» и разных других «Безумцев» отечественный производитель боится (и зачастую справедливо) продуть всухую. Но, если не ориентироваться и не рассчитывать на лучшее — так будет продолжаться до скончания века, по крайней мере золотого века теледрамы.
Можно было бы попробовать ту же «Фарцу» дерзко показывать все-таки раз в неделю, пусть по две серии — и посмотреть, что получится. Это к тому же дисциплинирует создателей, которые осознают, что делают штучный продукт, а не очередное «мыло». Немного смущает в «Фарце» то, что история героев заявлена аж до 1991 года, — и вот это уже смахивает на «мыло». Но пока мы про первый сезон, который можно настойчиво порекомендовать к просмотру.
«Фарца» — один из лучших отечественных сериалов на сегодня
Что хорошего в «Фарце»? Во-первых, шестидесятые — но это уже было в «Оттепели» Тодоровского. Динамичное, мажорное время больших надежд и серьезных конфликтов: его интонация хорошо встряхивает офисного трудягу после очередного дня, а людям постарше напоминает о молодости. Во-вторых — юношеская дружба: это работает всегда или почти всегда. Бойз-бэнда в следующем составе: Андрей (одаренный, умный и твердый парень с лидерским характером), Борис (модник, сибарит и все же романтик), Санек (простой парнишка с непростой внутренней драмой), и Костя (тихоня с пагубной страстью, который вечно попадает в неприятности). Романтические отношения — девочки Надя (невеста), Зина (сестра) и Таня (куртизанка) — все разные и все чудо как хороши.
В «Фарце» артисты играют как минимум ровно, как максимум — хорошо или даже очень хорошо
Наконец, авантюрный мотор истории — собственно, фарцовка, выклянчивание вещей у иностранцев и последующая их продажа, а также валютные спекуляции: коррида друзей одновременно с органами — милицией и КГБ, и с подпольными воротилами. Представленными, например, криминальным гением по кличке «Понт» и таксистом Сережей Берем-и-Едем — одним из самых достоверных и обаятельных, несмотря на профессиональный цинизм, персонажем сериала. А еще есть недавний эмигрант из России Алексей Серебряков в роли принципиального милиционера и отца одной из героинь. Что не так? Нет в русском народе и зрителе сочувствия к искателям денег и легкой жизни.
Создатели сами чувствуют это и всячески оправдывают героев — и фарцевать-то они начали не от хорошей жизни, и продолжили, будучи на долговом крючке. Но что работало в случае с «Бригадой» — истории из эпохи, когда время и уклад сломались об колено, и большая часть взрослого населения отлично это помнит, — то в случае с «Фарцой» вызывает подспудное раздражение, потому что перед нами не только люди, которые не хотят быть как все, нет — они и еще и не какие-то борцы за идею, вроде рок-музыкантов или художников, — а борцы за бабки и шмотки, так или иначе. Даже какую-то рисковую блатоту русский народ лучше поймет и простит, чем людей, которых грубо, но точно называют «барыгами». Какими бы они прекрасными на лицо и чудными внутри они не были, по представлениям сценаристов.
За исключением нескольких диких ляпов — картонного Гагарина в кабриолете, нарочитой цитаты из «Я шагаю по Москве» и смелым куннилингусом в первую ночь влюбленных в советские шестидесятые, «Фарца» — один из лучших отечественных сериалов на сегодня. И концовка сезона хорошая — открытая, непринужденно открытая и в то же время злая, и опасная.
Картонный Гагарин в кабриолете — один из диких ляпов сериала
В сериале нет настоящего контакта со зрителем. Все неплохие, но не в кого влюбиться. И это даже не закон восприятия русского зрителя. Это, полагаю, общий закон драмы: нет ни одного великого «героя про деньги» ни в мировой литературе, ни в кино. Даже шекспировский Шейлок в итоге не про деньги. Даже пушкинский Скупой Рыцарь — не герой, а сам себе наказание. Всеми остальными движет что-то еще — так, Уолтер Уайт из абсолютно американского сериала «Во все тяжкие» не хотел заработать миллион, он хотел обеспечить жену и детей.
Вроде бы и этими четырьмя парнями движет что-то высокое, но как-то вполсилы. Вполнакала. Как секс Андрея с редакторшей из «толстого журнала». Хотя вроде и ставки нешуточные. Или (тоже вариант) — мы все настолько хорошо осведомлены о том, что миром правят деньги и материальные блага, что совершенно не хотим видеть лишнее подтверждение этого на наших голубых экранах. А русские сценаристы в полной наивности решают одновременно приукрасить жизнь внешне и в то же время показать ее, как есть — во всей безнадежной и грубой сущности. Может, это провал. А может — со временем станет новым словом. Не знаю. Подождем второго сезона.
Отдельно следует отметить, что в «Фарце» артисты — от именитых до юных — не портят обедни, играют как минимум ровно, как максимум — хорошо или даже очень, что пока редкость для нашего ТВ. Это, с большой вероятностью, заслуга молодого режиссера Егора Баранова; как впрочем, и картонный Гагарин. Егор, мы верим в тебя. Меньше Гагарина, больше живых людей.