Наверх
2591

Почти юбилей: четырнадцать малоизвестных фактов о культовом телефильме «Семнадцать мгновений весны»

11 августа 1973 года, 44 года назад, на советские телеэкраны вышел фильм, ставший поистине легендарным. Говорят, что в дни премьеры «Семнадцати мгновений весны» улицы городов пустели, резко снижалось потребление воды, да даже уровень преступности падал – все застывали у телевизоров. В честь дня рождения ленты предлагаем вашему вниманию несколько малоизвестных фактов о ней.

ФАКТ №1

Знаменитой сцены свидания Штирлица с женой в сценарии изначально не было. Потом решено было, что супруга приедет в Берлин с сыном, которого сам Штирлиц еще не видел. Мальчик должен был играть за столиком в кафе с игрушечным клоуном с медными тарелочками, одна из которых отваливается и остается на блюдце. В самый последний момент режиссер Татьяна Лиознова решила снимать сцену без ребенка, дабы избежать излишнего пафоса, а вот медная тарелочка – драгоценный сувенир для отца – так и осталась в кадре. В других сериях Штирлиц несколько раз вертит ее в руках.



ФАКТ №2

Муслим Магомаев был главным потенциальным исполнителем песен для фильма, но Лиознова от него отказалась, как не устроили ее и Валерий Ободзинский, Валентина Толкунова, Вадим Мулерман... Кобзон, говорят, был шестнадцатым в списке, причем режиссер попросила его петь как бы не своим голосом, чтобы фирменной «кобзоновской» манеры не было слышно. Вроде бы Кобзон даже обиделся, но все же согласился. Также в фильме звучит музыка Микаэля Таривердиева. Рассказывали, что его даже обвинили в плагиате – мол, в Союз композиторов пришла телеграмма от Франсиса Ле, где тот прямо указывал на факт заимствования. Позже выяснилось, что это была чья-то глупая шутка.



ФАКТ №3

Большим поклонником сериала был Фидель Кастро. Ходят слухи, что несколько вечеров подряд на вечерние заседания правительства Кубы не являлись несколько важных чиновников. Оказалось, они сбегали со службы, чтобы посмотреть «Семнадцать мгновений весны». Фидель отнесся к этому с пониманием и вместо выговора устроил коллективный просмотр фильма – 14-часовой.



ФАКТ №4

Все младенцы в фильме – настоящие. Сначала хотели снимать кукол, но отказались от этой идеи в пользу правдоподобности. Так как дети на первом году жизни растут очень стремительно, в картине сыграли десятки разных малышей. В эпизоде, где новорожденного ребенка радистки Кэт раздевают на холоде, чтобы заставить мать говорить, малыш не плачет, потому что ему не просто не холодно – ему очень тепло, он сопит и улыбается. В итоге звукоинженеру пришлось ехать в детскую больницу, чтобы записывать плач.



ФАКТ №5

Сцена совещания у Шелленберга немая, но произносить текст все-таки нужно было. Съемки шли далеко за полночь, все устали, и тут Олег Табаков тоном разозлившегося начальника начинает вещать: «Товарищи, это безобразие! Сиди тут до двух часов ночи, пора положить этому конец!» Все, включая режиссера, опешили, но после команды «Стоп!» долго не могли перестать смеяться.



ФАКТ №6

Сначала премьера фильма была запланирована на 9 мая, но все серии принимал лично Андропов, на тот момент председатель КГБ, а он смотрел их в три приема по четыре серии, и проверка затянулась. Так что на экраны сериал вышел только в августе. У Андропова было только одно замечание – не отражена роль германского рабочего движения в борьбе с нацизмом. В итоге в ленту вставили упоминание о Тельмане.



ФАКТ №7

Реальный прототип Штирлица – гестаповец Вильгельм Леман – на героя совсем не похож. На сотрудничество с разведкой пошел из меркантильных соображений, образ жизни вел разнузданный – скачки, долги, азартные игры, молодые любовницы.



ФАКТ №8

Говорят, что у Тихонова на кисти левой руки была наколка «Слава», сделанная во времена беспечной юности. Так что руки Штирлица крупным планом – это руки дублера. Но режиссер Татьяна Лиохнова просто обожала актера и не хотела даже малейших проблем для него, поэтому о дурацкой татуировке никто никому не говорил.



ФАКТ №9

Броневой в роли Мюллера запомнился многим зрителям нервным подергиванием головой в напряженные моменты. На самом деле так выходило не специально, просто мундир актеру сшили на пару размеров меньше, и воротник постоянно врезался в шею. Режиссер же предложила оставить этот нечаянный жест, посчитав, что это послужит дополнительным штрихом к психологическому портрету героя.



ФАКТ №10

Точный бюджет картины до сих пор держится в тайне, но «Семнадцать мгновений» считаются самым дорогим советским сериалом. Современные продюсеры говорят, что в наших реалиях каждая серия стоила бы от 100 тысяч долларов и выше. На самом деле, Лиозновой даже немного не хватило денег, ведь два года съемок в разных городах и странах – это солидные затраты! Да что там, одних только рубашек для Тихонова было пошито сто штук...



ФАКТ №11

В Германии Тихонова чуть не побили, обвинив в пропаганде фашизма. Все дело в том, что он вышел на улицу в СС-овской форме, сочтя, что короткое расстояние от гостиницы до съемочной площадки может преодолеть и в «гриме». Не вышло – был немедленно задержан бдительными гражданами, и начались разборки.



ФАКТ №12

Лановой долго не хотел играть обергруппенфюрера СС Карла Вольфа, мотивируя это тем, что сниматься в роли врага Родины – себя не уважать. Убедила его меткая фраза Лиозновой: «Он не враг, он ваш противник – мощный и умный». Ее слова очень понравились актеру, и он согласился.



ФАКТ №13

Именно в этом телефильме на экране впервые появляется положительный образ священника. Лютеранский пастор там водит дружбу с католиками, но это никого не смутило – куда более показателен тот факт, что священнослужитель в принципе фигурирует в советской ленте в добром ключе.



ФАКТ №14

История о евреях-немцах стала притчей во языцех. Для массовки требовались рядовые нацисты. Во время одного из дублей режиссер обнаружила перед собой толпу актеров явно еврейской наружности, но в нацистской форме. Оказалось, что это родственники директора картины. Им на замену срочно пришлось искать прибалтов, у которых внешность была более «арийская».




ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.