Телеканал НТВ продолжает работу над новым историческим детективом «Околоточный» с Александром Устюговым и Мариной Александровой в главных ролях. События сериала разворачиваются в конце XIX века в небольшом провинциальном городе, где за фасадом спокойной жизни скрываются громкие преступления. Расследовать их предстоит околоточному надзирателю Ивану Хватову – опытному полицейскому с военным прошлым, негласному хозяину местных улиц, и его неожиданной напарнице, графине Ольге Добужинской. В проекте также снимаются Иван Колесников, Александр Балуев, Карина Андоленко, Игорь Хрипунов и другие звезды. О том, как создается мир сериала и чем он отличается от привычных детективов, в интервью TV Mag рассказал режиссер проекта Нурбек Эген, известный по таким хитам, как «Самка богомола», «Шерлок в России», «Переговорщик», «Калимба» и другим проектам.
Нурбек, что привлекло вас в истории «Околоточного» и почему вы согласились взяться за этот проект?
Детектив – мой любимый жанр, потому что в кино режиссер всегда отвечает на вопрос «как». И как рассказчик он должен оживить сюжет так, чтобы он был действительно интересен зрителю. Название сценария – «Околоточный» – сразу заинтриговало, а сам текст автора буквально с первых строк захватил меня своей атмосферой и персонажами. Все это сложилось вместе и убедило меня взяться за проект. Меня сразу привлекла идея детектива про полицейского, который во многом напоминает «Шерлока». Конечно, наш проект уникален, но определенное настроение действительно перекликается. Помимо жанра, меня всегда привлекает история XIX века, особенно эпоха правлений Александра I и Александра III. Поэтому в сериале все сошлось.
Кто такой околоточный?
Околоточный в Российской империи – это чиновник, который ведал околотком – небольшим территориальным подразделением внутри городского полицейского участка. Своего рода «шериф». Лично я борюсь за то, чтобы у нашего фильма было свое лицо. И ведь это и есть настоящая история: околоточные были очень важными людьми вплоть до XX века, пока их не упразднили. Хочется сохранить эту часть нашей истории и передать на экране.
Название необычное и привлекает внимание. А насколько в целом для вас важна историческая достоверность конца XIX века?
Работать с нашими продюсерами – одно удовольствие. Потому что правда на экране для них так же важна, как и для меня. Мы снимаем в уникальных локациях, чтобы сохранить достоверность эпохи. Например, у нас была командировка в Суздаль, где было необходимо отснять хутор.
Реквизит тоже в большинстве своем сделан руками нашей команды – потому что многое, что есть на наших киностудиях, уже в непригодном виде. Так что я благодарю продюсеров, что они не жалеют ресурсов и поддерживают желание сделать картину убедительной.
Что касается режиссуры, то я стремлюсь найти баланс между достоверностью и зрелищностью. Например, все слои населения тех времен говорили по-разному, но в основном медленно. Сегодня люди разговаривают очень быстро и не придают такое значение словам, как тогда. Ритм речи людей той эпохи совершенно другой.
Конечно, я тоже не жил в XIX веке. Но по картинам художников и литературе я понимаю, что все было иначе: и отношения между людьми, и речь, и то, как носили одежду. Даже в конфликтных ситуациях не переходили на «ты», была другая система отношений, люди были сдержаннее. Так вот, с одной стороны, я хочу приблизиться к реалиям XIX века, медлительности и сдержанности людей, а с другой стороны – оставаться динамичным, чтобы современный зритель не заскучал. Иногда нужно идти зрителю навстречу.
Например?
Действие фильма происходит в маленьком городке под Вязьмой, где живут максимум тысяча человек. Для того времени улица в час пик выглядела бы так: по ней идут человек пять прохожих. Но я всегда прошу продюсеров задействовать большое количество актеров массовых сцен, чтобы показать движение и ажиотаж. Эта массовость нужна для того, чтобы современный зритель считал, что это и есть час пик. Все же нужно давать понятные ассоциации, чтобы зритель вовлекался в настроение сцены и чувствовал ее напряжение.
Есть ли визуальный референс у проекта?
Чтобы впервые поговорить про фильм, мы встретились с продюсерами Екатериной Жуковой и Марией Ушаковой в Третьяковской галерее, на выставке Бориса Кустодиева. И это не было случайностью, потому что он очень точно передает атмосферу конца XIX века. И по костюмам, и по интерьерам в «Околоточном» очень многое взято от этого художника. Работы Кустодиева служили нам неким камертоном.
Каким был кастинг? Как быстро у вас сложилась пара Александра Устюгова и Марины Александровой. Как вы поняли, что именно они подходят на эти роли?
Кастинг был сложным. От многих артистов, которых я хотел попробовать, приходилось отказываться, так как они уже имели шлейф ярких ролей в исторических фильмах и, что называется, ассоциировались с другими проектами и могли привнести эти ненужные нам ассоциации в картину. Но я нашел таких артистов, для которых роли в «Околоточном» стали бы интересными и показали бы их в ином свете.
У Александра практически не было других конкурентов. Почему я его выбрал? Его герой – это человек войны, переживший сложные ситуации. Просто бравый мускулистый популярный артист не вытащил бы эту роль. Нужен был актер, который мог бы между фраз, между строк показать внутреннюю сложность героя. Александр хорошо знает людей, он харизматичен, обладает интуицией. Околоточный – это его роль на 100 процентов! Кроме того, Александр и в жизни достаточно сдержанный человек. Если есть настроение – большой оратор, рассказчик, хохмач… Если нет – он не будет лишний раз коммуницировать. А вот на роль графини я изначально хотел Марину Александрову, но посмотрел еще порядка сорока актрис. Опасался, что роль императрицы из другого проекта помешает образу в нашем сериале. Но точнее, чем Марина, в этой роли не было никого! Я очень люблю ее роль в «Домашнем аресте», которая мне показала, что она не просто мощная актриса, но и характерная героиня. Интересно, что с Мариной за все время работы в кино я провел около 15 проб для разных проектов, и вот, наконец, у нас получилось работать вместе. Чему я очень рад! Когда я показал продюсерам Марину в образе графини Ольги – ее просто никто не узнал!
В нашем сериале и Александр Устюгов, и Марина Александрова раскрылись совершенно с неожиданной стороны! Такими зритель их еще не видел – и это очень интересно! Они, кстати, оказались сокурсниками и между дублями с удовольствием вспоминали студенческие годы.
Кто еще из актеров вас удивил на площадке?
Карина Андоленко, как сейчас говорят, просто бомба! Такую Карину я нигде не видел… Она привнесла в свою роль невероятную энергию. Иван Колесников – прекрасный многогранный легкий артист с юмором, который очень сильно преобразился в «Околоточном». К сожалению, не могу рассказать подробности, так как не хочу раскрывать интригу сериала, но на него стоит посмотреть. Мы с Иваном достигли такого уровня взаимопонимания, что он по одному моему взгляду понимает, чего я хочу, преображается за доли секунды и делает то, что нужно!
«Околоточный» – это не только детектив, но и драма о людях, их слабостях и чувствах. Какая часть этой истории для вас как режиссера наиболее важна?
Я всегда ищу в историях связь с собой. «Главное в этой жизни – найти своих и успокоиться», – говорит герой Сергея Маковецкого в фильме Алексея Балабанова «Мне не больно». Для меня люди, которые меня окружают и которые составляют мой мир, крайне важны. Те, кому я доверяю и которые доверяют мне. В «Околоточном» особенно остро раскрыта тема своих людей. Герой защищает тех, кого считает своими. Как сберечь своих – это основная тема, которая отзывается и во мне.
Можно ли сказать, что «Околоточный» – это история о том, как личное расследование перерастает в поиск правды и справедливости в целом? Насколько лично вам близка эта тема?
Мы всегда ищем и находим каждый свою правду. Пока вы ее не найдете, ваша душа не будет спокойна и вы не будете твердо стоять на ногах. Правда важна для всех. Когда мозг бесконечно потребляет и нет фильтра лжи, то человек слаб. Но человек с правдой и верой всегда сильнее того, у кого этих понятий нет.
В чем особенность и уникальность «Околоточного»?
В том, что об околоточных никогда и никто до нас не рассказывал и не показывал в кино! Это российская история, при этом достаточно зрелищный детектив в антураже XIX века с великолепным актерским составом. При этом «Околоточный» не поверхностная костюмная драма, и надо быть к этому готовыми. Знаете, у меня только что закончился сериал «Атом», и те зрители, кто были им недовольны, высказались, что в нем было слишком много скучной физики… Конечно, если Курчатов с Фроловым взялись бы за руки и начали бы танцевать, может быть, им было бы не так скучно… Я это к тому, что зрители хотят шоу, но наш «Околоточный» не шоу-проект, а действительно уникальная штучная картина для вдумчивого зрителя.
Что бы вы хотели, чтобы зритель почувствовал после просмотра сериала?
Если зрителям будет интересно и они дойдут до конца детектива, получат огромное удовольствие и, может быть, после пойдут читать про XIX век и околоточных, то я буду просто счастлив!
Что лично вам дает этот проект?
Этот проект каждый день дает мне радость, что мы создаем такую уникальную историю. Каждую минуту на съемках я шагаю в XIX век и оказываюсь среди людей другой эпохи и среди вещей, которым почти две сотни лет!.. Это счастье!
Фото: НТВ
мы в дзене