На днях стали известны победители четвертого российского Фестиваля контента стриминговых платформ ORIGINAL+. Больше всего наград собрал комедийный сериал Kion «Актерище» с Дмитрием Нагиевым и Антоном Лапенко в главных ролях. Нагиев сыграл зазвездившегося актера, а Лапенко – конфликтующего с ним критика. Проект режиссера Дмитрия Невзорова стал лучшим в номинации «Оригинальный сериал», удостоился главного приза от жюри СМИ, а актер сериала Никита Касьяненко победил в номинации «Оригинальный актер». Сразу после победы TV Mag связался с Никитой Касьяненко, чтобы поближе познакомиться с лучшим «оригинальным актером» страны.
Никита, поздравляем вас с победой. Ожидали ли вы, что станете «Лучшим актером» на фестивале? Где вас застала новость о награде?
Спасибо! Нет, я вообще не ожидал и даже не следил за церемонией награждения. В это время я играл спектакль в Петербурге, вышел после спектакля, ответил на звонок режиссера Димы Невзорова и узнал об этой новости. Победа, конечно, это здорово, это очень приятно. Главное, чтобы она послужила началом больших перемен и интересных проектов в моей карьере.
В сериале «Актерище» вы играете молодого героя Дмитрия Нагиева. Как и в фильме «Зять». Это случайность или вас позвали на проект «Актерище» после фильма «Зять»?
На проекте «Зять», где я играл героя Дмитрия Нагиева в молодости, у нас была прекрасная художница по гриму Ани Дваладзе. Ее позвали работать в проект «Актерище». А тут опять молодой Нагиев! И когда команда искала героя на роль молодого Нагиева в сериале «Актерище», Ани сказала режиссеру: зачем искать, если уже есть готовый «материал» (улыбается). Конечно, с наскока меня брать никто не стал – я прошел пробы, и меня утвердили.

Актер Никита Касьяненко
Ваши персонажи в проектах «Зять» и «Актерище» абсолютно разные. Расскажите о вашей роли в сериале «Актерище», кто ваш герой?
Я играю Третьякова в молодости. Герой Дмитрия Нагиева – суперзвезда, состоявшийся актер со звездной болезнью. Он уже не старается, не парится и не думает об искусстве, не фильтруя то, в чем он снимается. А я – его воплощение в молодости. Можно сказать, антагонист с горящими глазами. Полный надежд и любви к своей профессии молодой человек! То есть я его полная противоположность. Для меня это была очень интересная актерская работа: пройти путь от вдохновленного энтузиаста, который борется за поступление в театральный, до отчаянного подлеца, готового совершить свою первую подставу и подлость ради карьеры. Что-то подобное я проходил совсем недавно в своей реальной жизни – ведь я выпустился из театрального вуза пять лет назад. Конечно, я не пошел по стопам Третьякова, обошелся без подлостей, но чувства начинающего актера, пробивающего свой путь в киномире, мне понятны и близки.
Требовала ли эта роль «подстройку» под Дмитрия Нагиева? Приходилось ли копировать его жесты, манеры?
Дмитрий Нагиев вообще очень узнаваем. Даже мой однокурсник как-то показывал актерский этюд-наблюдение на Дмитрия. Но, думаю, правильно, когда ты не полностью копируешь своего взрослого персонажа, а когда есть разные персонажи – Третьяков-старший, Третьяков-молодой и два артиста, которые их исполняют. И тогда это хорошая симфония. Повторять и не добавлять своего – это уже клоунада. Мы с режиссером Дмитрием старались не переходить эту тонкую грань: я чуть-чуть взял голос, чуть-чуть прищур, манеру, паузы в речи, но не больше, чтобы это не превращалось в КВН и не подрывало доверие зрителя.
Сериал «Актерище» произвел фурор на фестивале. Как вам кажется, чем цепляет эта история? Что нравится лично вам?
Актерские работы Антона Лапенко и Дмитрия Нагиева. Они абсолютно на своих местах в этом материале. Раз пять они срывали аплодисменты в зале, когда показывали премьерную серию сериала «Актерище». Также в этом сериале видны все намеки, параллели и референсы, и зритель это все прекрасно считывает, что добавляет картине злободневности. Кроме того, все грамотно снято и смонтировано. Это не пошло, приятно и смешно. Честно, я критично отношусь ко всем проектам, в которых снимаюсь. Я вообще строгий критик российского кино, но «Актерище», несмотря на мое присутствие в этом сериале, мне зашел! (Улыбается).
Никита, в кино вы получили приз как «оригинальный актер». В театре были награждены «Золотой маской» за «Лучший спектакль в эксперименте». Вас выделяют за нестандартность. Необычный – это про вас по жизни? Как это проявляется в жизни?
Мне кажется, мы все рождаемся уникальными. Но если у человека нет достаточного желания, терпения, воли и времени, эта индивидуальность, к сожалению, сливается с общими красками. В театральном от тебя требуют, чтобы ты четко понимал свой типаж. Грубо говоря, если ты некрасивая, не соответствующая стандартам красоты девушка, то можешь играть только Бабу-ягу… Я с этим не согласен. Меня ругали мастера, я был, можно сказать, аутсайдер. Мой однокурсник однажды сказал мне: «Никита, главное – не потерять себя, гни свою линию, все получится». Это правда. Верить и работать. И главное – не сдаваться.
В своем звездном спектакле 4elovekvmaske вы водили зрителей по заброшкам и гаражам Петербурга, открывая им граффити как уличное искусство. Судя по вашему рассказу о встрече с полицейскими, это был не совсем «законопослушный» театральный променад?
Законы мы не нарушали. Но спектакль можно назвать «театрально» незаконопослушным. Потому что я играл его на улице, и все истории с полицейскими, со случайными прохожими возникали вне зависимости от моей драматургии. У меня была пьеса, написанная из моих историй, я шел строго по материалу, по маршруту, по музыкальным композициям, которые переключал. Но иногда в наш стройный механизм вмешивалась реальная жизнь: например, мы делали пит-стоп на заброшке – попить чай и поболтать со зрителями, и в какой-то момент подбегают два подростка и спрашивают меня: «Это ты gasp?» (псевдоним Никиты Касьяненко стрит-арт-художника, - Ред.) Я киваю. Они: «Мы выросли на твоих граффити! Спасибо тебе». Самые живые моменты были случайностью. Жизнь не переиграть, она гениальна.
Расскажите, как вы увлеклись граффити?
Просто предложили, а я просто согласился. В детстве мозгов особо нет, одни эмоции. Ты там, где дует ветер.
Что чувствуете, когда рисуете?
С годами чувства меняются. Сейчас я чувствую опасность! (Смеется). Да, когда тебе 17 лет, ты испытываешь только кайф. Сейчас, если я рисую на улице, стараюсь найти какую-то заброшенную красивую бетонную стену, желательно вдалеке от города, где я никого не потревожу и никому не помешаю. Желательно, чтобы там можно было пожарить мяса, выпить газировки, пообщаться с друзьями и параллельно сделать большой красивый рисунок…
Какой рисунок для вас является самым значимым в жизни и почему?
Я сделал более 500 граффити и помню каждый день, когда я рисовал. А вот вчерашний день, допустим, уже вспомнить не могу. Для меня рисунок – это способ выделить и запомнить момент. В прямом смысле его скрасить. Увековечить время в своей памяти. Поэтому самый значимый рисунок – этот тот, который я еще не сделал.
Рисуете ли вы сейчас?
Бывает, но обычно летом, по настроению. Да и баллоны подорожали. Сейчас граффити уже ремесло не для бедных. (Улыбается). Если ты бедный художник, то ты не художник. (Улыбается). Такое время.
Какое последнее граффити сделали?
Я сделал несколько интересных проектов в Малом драматическом театре Льва Додина в Петербурге. Вместе с Александром Боровским мы создали сценографию для спектакля «Ромео и Джульетта во мгле». Недавно состоялась премьера – так что приходите посмотреть. У меня открылась выставка в Анненкирхе – это культовое место в Петербурге, лютеранская церковь, где выступали «Король и шут», «Аукцион» и другие музыканты. Я сделал там работу. Расписал купол ротонды! Человек с подворотни расписывает храм! Сам не верю.
С какой самой главной трудностью вы встречались за свои 26 лет и как это преодолели?
Выпуск из Театральной академии. Точнее, первый год после. Когда все твои мечты, амбиции и перспективы разбиваются в одночасье. Ты остаешься нигде, ни с чем, без денег, без опоры, без мастера, без совета, без практики, без перспектив. Это было очень тяжело. Я даже работал дворником в Таврическом парке, убирал листья. Помню забавную сцену. Подходит ко мне в очередной раз напарник, тоже дворник. И все с одним вопросом (хотя на тот момент мы работали первый раз): «Нет, я точно тебя где-то видел». Я: «Нет. Точно нет». А про себя думаю, может, по телевизору видел в каком-нибудь отстойном эпизоде… Он: «О, точно. Мы с тобой асфальт клали на Дыбенко». «Нет», – говорю. Он продолжает: «Значит, ТЦ на Ветеранов чинили. Крышу латали, помнишь?». Я: «Нет. Мы точно не работали вместе. Я вообще сегодня первый раз на работу вышел. У меня другое образование. Я актер». И он такой: «А я тогда ювелир!». Так мне и не поверил.
Целый год после выпуска я не снимался нигде. Но я люблю кино и безумно хочу быть в нем. На любой позиции. Как я это преодолел? Я начал делать свое. Написал сценарий и начал снимать сам как режиссер. В итоге снял трилогию полнометражных фильмов «Самиздат» в жанре мокьюментари. У меня снимались Сергей Мигицко, Анвар Либабов, Александр Новиков, Сергей Селин и много других прекрасных артистов. Также я снял документальный фильм «Дача Культ». Сейчас снимаю тизер будущего полнометражного фильма. После того как я начал делать свое кино, как-то сам двигаться, моя актерская карьера пошла в гору – начали поступать предложения.
Как это объяснить?
Ты не можешь в жизни только брать. Когда я начал давать – жизнь тоже начала отдавать мне в ответ. Я думаю, что именно так устроен жизненный баланс. И каждый актерский проект давал мне развитие – роли становились все больше, режиссеры и продакшены серьезнее… Сейчас я вышел на тот уровень, когда из своих актерских гонораров я могу платить артистам, которые снимаются в моих режиссерских фильмах. Думаю, что я точно выбрался из той ямы после выпуска из театрального. Даже если у меня не будет актерской работы, у меня всегда есть мое кино, желание и любовь создавать фильмы.
Как совмещаете актерскую работу и режиссуру?
Трудно, когда нет работы, и трудно, когда ее много! (Смеется). Режиссерские и актерские проекты никогда не идут параллельно. Но у меня было по три актерских проекта параллельно, и порой сложно перестраиваться. Я такой человек – погружаюсь в проект полностью, знакомлюсь со всей командой фильма… Например, у меня была работа в сериале «Чистые», где режиссером был Николай Хомерики. И параллельно я снимался в главной роли в сериале «Алекс Лютый. Дело сирот», где режиссер – Владимир Владимирович Нахабцев. И это были две разные школы, два разных подхода. В «Чистых» мне давали на откуп все: я делал пробу, снимался, а режиссер ничего не говорит, мне тогда становилось страшно, я смотрю на него и вижу, как он из-за плейбека показывает большой палец вверх – «все хорошо». Я успокаиваюсь, играем дальше. У Владимира Владимировича совсем другой подход – советская школа, несколько хладнокровная, с очень хлесткими четкими комментариями. Я пробую сцену, играю, подходит режиссер и говорит: «Никит, ну он же не дурак», подкуривает трубку и уходит на свое место. И вот разбирайся, что это значит (улыбается). Переключаться между такими двумя проектами за день сложно.
В вашей актерской анкете написано, что вы знаете португальский. Необычный выбор языка, как его выучили?
Я учился по обмену в Португалии целый год. Три раза за год шел дождь, приходил учитель с серф-доской, вешал свой костюм на сушилку и преподавал нам географию. Замечательное было время. Португалия – отличная страна, чтобы провести там старость.
Кто ваш любимый актер и режиссер?
Мой любимый актер – Луи де Фюнес. А любимый режиссер – Стэнли Кубрик.
Чего вы ждете от кинокарьеры?
Чем меньше ожиданий от актерской профессии, тем лучше. Чем легче ты относишься к пробам и перспективам, тем лучше. Каждый раз, когда я прихожу на кастинги наглый, без ожиданий, готовый к отказу, меня утверждают! Когда же я прихожу гладко выбритый, с иголочки одетый побороться за роль, это точно пролет! Правило у меня такое: сохранять легкость и ничего от актерской карьеры не ждать.
А мечта есть?
Мечта есть. Я отлично и без акцента говорю на английском языке. Хочется поработать с американскими артистами. Однажды у меня была такая возможность: я проходил пробы в голливудский проект и дошел до финальной стадии, но в итоге утвердили другого артиста, более подходящего по фактуре. Сняться у великого режиссера, посмотреть, как работают мастера своего дела, и воплотить свой опыт на Родине.
Кого хотелось бы сыграть, с кем и о чем?
Я взрывной, как вулкан. Один из моих любимых фильмов, хотя это и страшная попса: «Волк с Уолл-стрит». И мне бы хотелось сыграть что-то в энергии этой картины. Харизма, энергия, бешенство, гадость, доброта, злость, насилие, жадность. Там есть все. Вот такой материал, где можно выложиться настолько, что после этой работы будет только самоповтор. А еще с детства я фанат Джеймса Бонда и Бэтмена. Но пока перспективы сыграть таковых очень сомнительные.
А где на вас можно посмотреть в ближайшее время? Где сейчас снимаетесь?
Сейчас я снимаюсь в историческом кино, в сериале про Великую Отечественную войну, играю литовца Дариуса Потюса. Роль на сопротивление, можно сказать. Крайне молчаливая – за 12 серий я говорю, наверное, фраз десять, но в кадре существую все время. Это одна из главных ролей в сериале. Также вскоре выйдут мои режиссерские проекты. Надеюсь увидеть их на фестивалях и платформах. И конечно, меня всегда можно увидеть в самом маленьком театре России – театре «Блоха» в Санкт-Петербурге. У меня есть там моноспектакль «Волк». В «Блохе» всего 6 мест, и у нас всегда sold out. Так что ловите места!
Фото: личный архив Никиты Касьяненко, телеграм-канал «mc2-Место силы», Таня Сабесски, Татьяна Браткина