9 марта на Первом канале стартует новая экранизация знаменитого романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». 16-серийный фильм повествует о любви и трагедии героев на фоне освоения Сибири на рубеже XIX–XX веков. Главные роли в картине исполнили Александр Балуев, Юлия Пересильд, Александр Горбатов и другие звезды, а режиссерское кресло занял мастер жанра Юрий Мороз («Братья Карамазовы», «Апостол»). TV Mag поговорил с режиссером сериала «Угрюм-река» Юрием Морозом о вызовах на съемочной площадке, отличиях новой экранизации от одноименного советского хита и актуальности ленты сегодня.
Юрий, в одном из интервью вы сказали, что дописали несколько сюжетных линий, которых нет в романе Вячеслава Шишкова и которые полностью изменили мотивацию Прохора. Расскажите подробнее, какие линии, почему в них была нужда?
На самом деле линии не дописаны, а расширены уже существующие. Например, подробно прописаны линии английского инженера Кука, учительницы Кэти и мистического персонажа Синильги. Это сделано, во-первых, из-за формата, у нас 16 серий, а во-вторых, как в ситуации с Синильгой, для понимания: какие силы движут такими людьми, как Прохор.
Какой он – ваш Прохор Громов? Почему, на ваш взгляд, он будет интересен современному зрителю?
Прохор Громов – человек, от природы наделенный огромной духовной силой. Но дух дикий, необузданный, необразованный и не ограниченный ни человеческими, ни божественными законами. Дух, который решил, что он царь над природой, и это, естественно, приводит его к гибели. «Угрюм-река» – классическое произведение Шишкова, и если говорить об актуализации классики, то история Прохора Громова – это история детей поколения «красных пиджаков», унаследовавших капиталы своих родителей, но так и понявших, что стремление к свободе напрямую связано с соблюдением законов и самоограничением.
Будут неизбежные сравнения с экранизацией 1968 года. Чем принципиально отличается новая «Угрюм-река»?
Да, сравнивать будут, но те, кто эту экранизацию видел. Но думаю, что большая часть зрителей ее не видела и вместе с нами заново «прочтет» роман Шишкова. Я уже сказал, что у нас формат – 16 серий, что позволило рассказать историю семьи Громовых шире и подробнее. Если говорить литературными терминами, то экранизация 1968 года – это кинорассказ, а у нас – кинороман.
Что вам пришлось сделать впервые на съемках «Угрюм-реки»? Что стало для вас вызовом на этих съемках?
После экранизации «Братьев Карамазовых» мне казалось, что сложнее проекта быть уже не может, но «Угрюм-река» (кстати, очень схожая по сюжетному построению с «Карамазовыми») оказалась в разы труднее из-за того, что большая часть действия разворачивается на фоне суровой природы в труднодоступных местах. И еще из-за того, что «Угрюм-река» – это смесь авантюрного романа с элементами роуд-муви, двумя любовными треугольниками и большим количеством персонажей. Наверное, самое сложное было найти баланс между всеми этими элементами.
Кого из актеров искали дольше всех?
Дольше всех искали актеров на роли мистера Кука и Ибрагима. Оба они для нас сегодня «иностранцы», и, например, пробы актера из Грузии на роль Ибрагима я проводил в Минске. А чтобы получить рабочую визу нашему актеру из Прибалтики, пришлось провести целую операцию на уровне МИДа (смеется).
А где проходили съемки?
Съемки проходили в основном в трех локациях: Екатеринбурге и окрестностях, в Минске, на натурной площадке «Беларусьфильма», и в Москве. Это была довольно сложная комбинация, пазл из различных частей. Например, в одной сцене герой выходит из здания в подмосковной усадьбе, садится в автомобиль, проезжает через декорацию в Минске и въезжает на завод под Екатеринбургом. Все это было необходимо для достижения максимальной достоверности, ну и производственная необходимость диктовала именно такие решения. Сложно. Но чем сложнее вызов, тем интереснее.
Что сегодня для российского сериала самое важное, на ваш взгляд?
Сценарий.
После прочтения сценария как сразу вы «увидели» сериал – то есть его визуальную часть? Что вам помогало и вдохновляло?
Сначала «считываешь» историю и характеры, конфликты, цели и стараешься определить, «про что». Про что будет твой фильм. А визуальный ряд набирается позже – в работе с художником, оператором и на выборе натуры. Какие-то вещи видятся сразу, когда читаешь, что-то подсказывает натура. Я обычно стараюсь найти что-то, что рождает энергию в сцене. И толчком к этому определению может быть что угодно – от фотографии в соцсетях до театральной постановки или случайно услышанной фразы.
Режиссеры часто говорят о том, что на съемках все выглядят как семья. Но потом они возвращаются каждый по своим домам, и выясняется, что семья у всех своя. Есть ли у вас команда, которая переходит с вами из проекта в проект, люди, которые стали вам близкими друзьями после съемок?
У нас говорят: «своя команда». Да, такие люди есть, и они действительно как члены твоей семьи, потому что ты проводишь с ними большие куски своей жизни. Как правило, это люди, в чьем профессионализме и человеческих качествах ты не сомневаешься.
Что для вас, как для режиссера, является наивысшим счастьем и моментом удовлетворения?
Удовлетворения практически никогда не бывает. Не зря говорят, что фильм – это кладбище нереализованных замыслов. Радости бывают. От правильного решения сцены, от актерского вдохновения. От того, что это невозможно, а ты это сделал. Чаще всего – от встречи с талантливым человеком. На съемочной площадке и в жизни.
Фото: Анна Митрохина, Первый канал