Наверх
2027

Оксана Бондарчук
Обозреватель TV Mag

9 марта на Первом канале стартует новая экранизация знаменитого романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». 16-серийный фильм повествует о любви и трагедии героев на фоне освоения Сибири на рубеже XIX–XX веков. Главные роли в картине исполнили Александр Балуев, Юлия Пересильд, Александр Горбатов и другие звезды, а режиссерское кресло занял мастер жанра Юрий Мороз («Братья Карамазовы», «Апостол»). TV Mag поговорил с режиссером сериала «Угрюм-река» Юрием Морозом о вызовах на съемочной площадке, отличиях новой экранизации от одноименного советского хита и актуальности ленты сегодня.

Юрий, в одном из интервью вы сказали, что дописали несколько сюжетных линий, которых нет в романе Вячеслава Шишкова и которые полностью изменили мотивацию Прохора. Расскажите подробнее, какие линии, почему в них была нужда?

На самом деле линии не дописаны, а расширены уже существующие. Например, подробно прописаны линии английского инженера Кука, учительницы Кэти и мистического персонажа Синильги. Это сделано, во-первых, из-за формата, у нас 16 серий, а во-вторых, как в ситуации с Синильгой, для понимания: какие силы движут такими людьми, как Прохор.

Какой он – ваш Прохор Громов? Почему, на ваш взгляд, он будет интересен современному зрителю?

Прохор Громов – человек, от природы наделенный огромной духовной силой. Но дух дикий, необузданный, необразованный и не ограниченный ни человеческими, ни божественными законами. Дух, который решил, что он царь над природой, и это, естественно, приводит его к гибели. «Угрюм-река» – классическое произведение Шишкова, и если говорить об актуализации классики, то история Прохора Громова – это история детей поколения «красных пиджаков», унаследовавших капиталы своих родителей, но так и понявших, что стремление к свободе напрямую связано с соблюдением законов и самоограничением.

Продюсеры сериала Денис Евстигнеев и Константин Эрнст, режиссер Юрий Мороз

Будут неизбежные сравнения с экранизацией 1968 года. Чем принципиально отличается новая «Угрюм-река»?

Да, сравнивать будут, но те, кто эту экранизацию видел. Но думаю, что большая часть зрителей ее не видела и вместе с нами заново «прочтет» роман Шишкова. Я уже сказал, что у нас формат – 16 серий, что позволило рассказать историю семьи Громовых шире и подробнее. Если говорить литературными терминами, то экранизация 1968 года – это кинорассказ, а у нас – кинороман.

Что вам пришлось сделать впервые на съемках «Угрюм-реки»? Что стало для вас вызовом на этих съемках?

После экранизации «Братьев Карамазовых» мне казалось, что сложнее проекта быть уже не может, но «Угрюм-река» (кстати, очень схожая по сюжетному построению с «Карамазовыми») оказалась в разы труднее из-за того, что большая часть действия разворачивается на фоне суровой природы в труднодоступных местах. И еще из-за того, что «Угрюм-река» – это смесь авантюрного романа с элементами роуд-муви, двумя любовными треугольниками и большим количеством персонажей. Наверное, самое сложное было найти баланс между всеми этими элементами.

Кого из актеров искали дольше всех?

Дольше всех искали актеров на роли мистера Кука и Ибрагима. Оба они для нас сегодня «иностранцы», и, например, пробы актера из Грузии на роль Ибрагима я проводил в Минске. А чтобы получить рабочую визу нашему актеру из Прибалтики, пришлось провести целую операцию на уровне МИДа (смеется).

А где проходили съемки?

Съемки проходили в основном в трех локациях: Екатеринбурге и окрестностях, в Минске, на натурной площадке «Беларусьфильма», и в Москве. Это была довольно сложная комбинация, пазл из различных частей. Например, в одной сцене герой выходит из здания в подмосковной усадьбе, садится в автомобиль, проезжает через декорацию в Минске и въезжает на завод под Екатеринбургом. Все это было необходимо для достижения максимальной достоверности, ну и производственная необходимость диктовала именно такие решения. Сложно. Но чем сложнее вызов, тем интереснее.

Масштабная экранизация знаменитого романа «Угрюм-река» выходит с 9 марта на Первом канале, начало показа в 21:30

Что сегодня для российского сериала самое важное, на ваш взгляд?

Сценарий.

После прочтения сценария как сразу вы «увидели» сериал – то есть его визуальную часть? Что вам помогало и вдохновляло?

Сначала «считываешь» историю и характеры, конфликты, цели и стараешься определить, «про что». Про что будет твой фильм. А визуальный ряд набирается позже – в работе с художником, оператором и на выборе натуры. Какие-то вещи видятся сразу, когда читаешь, что-то подсказывает натура. Я обычно стараюсь найти что-то, что рождает энергию в сцене. И толчком к этому определению может быть что угодно – от фотографии в соцсетях до театральной постановки или случайно услышанной фразы.

Режиссеры часто говорят о том, что на съемках все выглядят как семья. Но потом они возвращаются каждый по своим домам, и выясняется, что семья у всех своя. Есть ли у вас команда, которая переходит с вами из проекта в проект, люди, которые стали вам близкими друзьями после съемок?

У нас говорят: «своя команда». Да, такие люди есть, и они действительно как члены твоей семьи, потому что ты проводишь с ними большие куски своей жизни. Как правило, это люди, в чьем профессионализме и человеческих качествах ты не сомневаешься.

Что для вас, как для режиссера, является наивысшим счастьем и моментом удовлетворения?

Удовлетворения практически никогда не бывает. Не зря говорят, что фильм – это кладбище нереализованных замыслов. Радости бывают. От правильного решения сцены, от актерского вдохновения. От того, что это невозможно, а ты это сделал. Чаще всего – от встречи с талантливым человеком. На съемочной площадке и в жизни.

Фото: Анна Митрохина, Первый канал



ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.