Анна Котова-Дерябина – о новом сериале «Учителя», работе над ролью преподавательницы-стервы, чувстве прекрасного и дальнейших планах
На онлайн-платформе ТНТ-Premier в четверг, 22 августа, появятся первые три эпизода 12-серийной драмы «Учителя» режиссера и сценариста Ильи Куликова («Мылодрама», «Полицейский с Рублевки»). Картина расскажет о проблемах российской системы образования через взаимоотношения одной семьи – замминистра образования (Владимир Вдовиченков), его взбалмошной старшей дочери Татьяны (Анна Котова-Дерябина), которая преподает в вузе и пользуется своим положением, и младшей Маши – школьной учительницы-идеалистки (Ирина Старшенбаум). Сериал уже называют одним из самых честных фильмов о жизни российских учителей. Накануне премьеры Tricolor TV Magazine поговорил с исполнительницей главной роли Анной Котовой-Дерябиной о работе над ролью преподавательницы-стервы, тяжелых съемках в «Учителях» и душевном равновесии.
Киносериал «Учителя» будет показан эксклюзивно на ТНТ-Premier
Анна, расскажите, как для вас начался проект «Учителя»? Вы ведь часто снимаетесь у Ильи Куликова – он вас сразу увидел в одной из главных ролей?
Илья прислал мне сценарий и сказал, что видит меня в роли Татьяны, старшей дочери замминистра образования. Мы немного поколдовали над образом с гримерами и костюмерами, записали получившийся образ на видео, показали результат продюсерам, и меня сразу утвердили на роль. После пилота прошло около года, затем начались съемки сезона.
Анонс сериала интригует: «Такую школу на российском экране еще не видели». Раскройте немного, что нового мы узнаем про систему образования в России?
Прежде всего, «Учителя» – это история про людей, про их проблемы. А так как наши герои – учителя и преподаватели, то их действия в основном разворачиваются в школе и вузе. Попутно мы подробно узнаем о том, как на самом деле работают эти учреждения.
Мне кажется, главное в нашем сериале то, что он показывает учителей с разных сторон, ведь они живые люди. Не только с точки зрения примера для подражания и истины в последней инстанции. Мой персонаж Татьяна как раз демонстрирует отрицательную сторону. Она формально подходит к своей работе, не являясь педагогом по своей натуре. Внешне у нее все хорошо: муж, ребенок, достаток, работа, но внутри она потерялась и не понимает, проживает свою жизнь или чью-то чужую. Из-за внутренних проблем Татьяну постоянно бросает во все тяжкие, что, безусловно, не с самой лучшей стороны характеризует ее профессиональные качества. А вот младшая сестра, которую играет Ирина Старшенбаум, – полный антагонист: она работает учителем в обычной школе, чувствует, что это ее призвание, искренне помогает ученикам решать проблемы. Но из-за своих новаторских педагогических приемов сталкивается с непониманием коллег.
Главные герои киносериала – отец и двое его дочерей, одну из которых сыграла Анна Котова-Дерябина
Вы как-то сказали, что внутренний кризиc, который испытывает героиня, пересекся с вашим прошлым состоянием, когда к тридцати годам мечты не сбылись либо сбылись, но это не принесло удовлетворения. Как человек, увлекающийся психологией, расскажите, что вам помогло?
Это сложная работа над собой. Для начала надо понять, что проблема существует. Обычно в этом главная сложность – ты живешь, тебя что-то не устраивает, но ты уверен, что все решится само, и постепенно уходишь от реальности. Кто-то выпивает по вечерам, кто-то в игры компьютерные играет. Но нужно остановиться и поговорить с собой – осознать, что происходит с твоей жизнью на самом деле, что тебя тревожит. И в этом самая большая сложность, потому что тяжело, иногда неприятно быть честным с самим собой. Для того чтобы работать со своими тараканами, надо быть очень смелым. Признать свою проблему и попытаться исправить – такой решительности хватает не всем. Но я призываю попробовать, потому что после того, как разобрался в себе, уверяю, начнется новая прекрасная жизнь – более живая, более полная. Стоит обратиться к хорошим проверенным специалистам или посмотреть лекции в интернете, читать книжки. Но я знаю, что большинство людей не будет этим заниматься – они отмахнутся, мол, да это у всех так… Обычно люди обвиняют в своих неурядицах всех вокруг. Это, кстати, тоже одна из тем, которая поднимается в нашем сериале, когда студенты заваливают сессию, а потом обвиняют во всем преподавателей. Очень удобно переложить ответственность на кого-то и при этом ничего не предпринимать.
Совпадения с внутренним состоянием героини было достаточно? Или нужно было ходить по вузам, смотреть на работу преподавателей?
Я пыталась сходить на пару лекций в вузы, но не получилось договориться, в итоге меня так никто и не пустил. (Смеется.) Внешние проявления моей героини я почерпнула из личного опыта, ведь я тоже училась в вузе, хоть и не экономическом, кроме того, сейчас все есть на YouTube. Поэтому подготовка к роли – это в основном моя внутренняя работа.
Какая сцена далась сложнее всего?
Моя героиня вся на внутреннем изломе, сложно было играть сцены эмоционального всплеска героини, когда она ссорится со своей семьей, когда она позволяет себе орать и ругаться, сложно было каждый день погружаться в разные степени ее внутреннего раздрая. Когда ты находишься в этом состоянии, то чувствуешь себя просто ужасно, поэтому морально было тяжело. Но это нужно было сделать, чтобы максимально честно отразить характер Татьяны. Да еще так получилось, что съемки в «Учителях» шли параллельно с работой в комедийном сериале. Эти скачки добавили неудобств.
В 12-серийной драме «Учителя» подробно охвачены актуальные проблемы средней школы и вузов, включая конфликты власть имущих и подчиненных, богатых и бедных
Как восстанавливались?
Обычно меня спасают либо поездка за город, либо вода: море, речка, наконец, ванная с солью, так как именно соль вытягивает негативную энергетику.
Кстати, о комедиях. Не могу не спросить про съемки новых серий «Мылодрамы». Понятно, что вам нельзя раскрывать подробности, но интересно, будет ли спин-офф «Кровавые шлюхи в яме»? Если да, то готовы ли будете в нем сняться?
Отдельный сериал? Это было бы смешно! (Смеется.) Надо у Ильи Куликова спросить, будет или нет спин-офф, но я бы снялась с удовольствием. Сыграть нарочито плохо в кадре ради стеба – это мечта любого актера.
Вы как-то сказали, что роль в «Учителях» стала одной из самых важных в вашей карьере. Почему?
Из всех моих работ она самая серьезная в плане драматического искусства. У меня еще не было таких ролей, где бы нужно было так глубоко копать.
Анна, а кто для вас ориентир в профессии, по-другому – кумир?
Их много. Например, Мэрил Стрип. Мне кажется, она кумир для всех, и не только как актриса, но и как человек, женщина, мать, жена, она во всех смыслах, жанрах меня восхищает. Я вообще люблю следить за тем, как работают наши и западные коллеги, изучать интервью актеров, режиссеров, узнавать, как они работают над своими ролями, и учиться у них. За этим нужно следить хотя бы для того, чтобы развиваться, а не думать, что в профессии я все могу. У меня было такое лет в 20, но это с возрастом проходит. (Смеется.) Сейчас стараюсь больше учиться.
Смотрите сериал с 22 августа по четвергам на онлайн-платформе ТНТ-Premier
Чем взрослее, тем неувереннее в себе?
Как говорил один мудрец, я знаю, что ничего не знаю. Совершенствоваться можно бесконечно, и с возрастом пропадает страх, что ты чего-то не понимаешь, но появляется стремление делать еще лучше.
Что самое важное для актера сегодня?
Учиться. Развиваться. Постоянно бросать себе вызовы, не останавливаться, не бояться погружаться во что-то неизвестное, новое. У нас ведь в России выпускаешься из театрального вуза – и дальше как у кого складывается. Кто-то десять лет играет второплановые роли, происходит некая стагнация в профессии, а у кого-то есть амбиции – и он идет вперед. Как говорил наш мастер, актер должен тренировать свой внутренний аппарат и развивать свое нутро, как танцовщик у станка развивает свое тело. Внутреннюю работу актера всегда видно на экране. Еще бы посоветовала актерам развивать чувство вкуса – смотреть фильмы, которые стали классикой, ходить на выставки, слушать хорошую музыку, развивать слух. Для актера важно чувство вкуса, у нас иногда на ТВ такой ужас снимают, а некоторые даже не понимают, насколько это плохо.
Многие поклонники, судя по общению с вами в Instagram, заметили, что вы очень гармоничный человек. Вы не гонитесь за славой, можете не поехать на «Кинотавр», как все, а рвануть в тихое местечко за город, при этом уверены, что вы там, где нужно, и с вами происходит то, что нужно. Как добиться душевного равновесия?
Спасибо за такой отзыв, в моем случае это результат долгой и упорной работы над собой. Это идет от понимания того, кто ты есть, принятия себя и самодостаточности. Ты становишься гармоничным, когда понимаешь, что ценен сам по себе, вне зависимости от того, позвали тебя куда-то на премьеру или нет, взяли на роль или нет. Ты и без этого чувствуешь себя хорошо и уверенно. В актерской профессии такого состояния добиться сложно, но возможно – если выстраивать свою жизнь, опираясь не только на профессию, но и на семью, друзей, разные сферы жизни. Чтобы все продвигалось и жило. Если не хочешь жить в вечном страхе, психозе и злости, что у других все хорошо, а у тебя плохо, надо разобраться в себе, понять, что мир ни в чем не виноват, а проблема в тебе и надо ее решить. То, что происходит в твоей жизни, – это результат твоих действий, больше ничьих. Разбор может быть неприятным, он может расстроить, но он нужен, все зависит от человека. Путь к победе всегда тернист.
Анна, о чем вы сейчас мечтаете, какие цели ставите на ближайшее будущее?
У меня есть две мечты, но я о них не расскажу. (Смеется.) Одна в личной жизни, вторая – в профессиональной. Это цели, которые приведут к новому витку, этапу в моей жизни…
Фото: ТНТ-PREMIER, Сергей Карпенко