Банально и стереотипно: почему сериал «На краю» рискует стать проходной кинолентой
Сериал «На краю» на канале «Россия 1» пытается подружить страсть и международный терроризм, а на деле иллюстрирует половые стереотипы.
Краткое содержание серий драмы «На краю» можно прочесть здесь
Одаренная студентка Лена застает жениха с другой и швыряет в них тортиком, который испекла ее мама. Мама как чуяла про коварство изменщика – но о том, что собственный муж уже год, как спит с секретаршей, узнает от, собственно, секретарши. Сраженная наповал таким комбо, Лена не теряет веру в мужчин, а заводит доверительные отношения с первым встречным красавцем восточных кровей. Этот Руслан как раз присматривает переводчицу-невольницу в халифат, но Лене об этом, конечно, в лоб не говорит, а плетет паутину любви и поддержки. В сети лжи попадается не только Лена, но и еще пара бабочек разного социального статуса. Когда из липких нитей уже, казалось бы, не выпутаться, барышни осознают ситуацию, кооперируются и планируют дерзкий побег от бородатых фанатиков с калашами.
«На краю» снят по мотивам нашумевших злоключений девушек из благополучных семей, которые сбегали из России на неспокойный Восток в романтических поисках – и еле уносили оттуда ноги. Варвара Караулова до сих пор сидит в колонии за участие в террористической организации, и ее история послужила доступным пояснением для общественности, зачем российские войска присутствуют в Сирии. Чтоб девочек наших козлам не отдать. Сейчас наш зритель переключился с ближневосточных новостей на Венесуэлу и президентскую гонку на Украине. Однако пафос сериала не выдохся, ведь столкновение разных мировоззрений и ценностей, прогресса и традиций остается актуальной темой для художественного высказывания всегда. Как и еще более глобальная тема, с первобытных времен разделяющая мир напополам. Ну или, по крайней мере, так кажется создателям сериала.
Смотрите сериал «На краю» с понедельника по четверг в 21:00 на канале «Россия 1»
В первых сериях нет ни одного положительного образа мужчины – наверняка позже ангелы налетят в обличье военных и представителей спецслужб, но пока мужики тут жестоко врут, изменяют и манипулируют. Прекрасный пол в сериале, даже обжегшись на молоке, на воду не дует, а бросается в нее с головой – и включает мозг, когда уже поздно рвать на себе хиджаб. «Все было понятно, а потом все рухнуло. Не понимаю вообще, как это могло произойти», – говорит барышня, идущая на красный диплом и владеющая пятью языками. Таким образом, «На краю» предлагает несложную дихотомию «все мужики – сволочи, все бабы – дуры». И все мужики со зла охмуряют глупых баб. От этой банальной мысли уже не отделаться, даже когда героев посещает запоздалое раскаяние или прозрение. Банальней в сериале подан только стереотип, что все муслимы – террористы.
В такой ситуации не хочется даже разбирать актерскую игру – тем более там зацепиться толком не за что. Ну Фоменко бросает тяжелые взгляды, ну Пожарская хлопает ресницами, ну Дыцевич пытается выдать гениального злодея, а выходит манекен с кулаками. Белорус в роли араба смотрится, конечно, экзотично, как Гойко Митич с индейским луком, но способен ли молодой актер вытянуть образ блестящего вербовщика – очень большой вопрос. Видимо, остается ждать более динамичных сцен, которые оправдали бы тег «остросюжетный», под которым подают сериал.
Фото: «Россия 1», кинокомпания «Русское»