Бояре плохие: почему сериал «Годунов» получился больше политической агиткой, чем исторической драмой
Обозреватель Tricolor TV Magazine Евгений Лазаренко о новом сериале «Годунов» на канале «Россия 1».
Авторы сериала постарались создать многогранную мозаику персонажей со сложными характерами и неоднозначными поступками
К чавкающему щами Малюте Скуратову приводят бедного родственника Бориску, чтоб его взяли опричником. Бориска на вид скромен и услужлив, но не теряется ни в драке с ливонцами, ни в бане с девками, ни перед крючковатым носом Ивана Грозного. Царю герой помогает победить разом в шахматы и в дворцовой интрижке, чем заслуживает не только пост при дворе, но и совсем уж фантастическое алаверды: Грозный лично сватает Бориску к рыжей дочке Малюты. От такого предложения невозможно отказатися, а можно только сразу согласитися. Однако фригидная Мария Скуратова, мечтая быть чуть не владычицей морскою, шантажирует суженого законным интимом, чем сильно мотивирует Бориску к продвижению по службе. И тот натурально становится правой рукой сначала одного самодержца, потом другого, а после и сам воцаряется на демократической основе, когда впервые в истории России народ зазывает Бориску на царство.
Актеры «Годунова» в один голос апеллируют к историческим документам и вступают в полемику с Пушкиным, который-де создал царю Борису черный пиар. В «Годунове» режиссера Алексея Андрианова пиар исключительно белый, по такому случаю на главную роль выкатили тяжелую артиллерию в лице Сергея Безрукова. В богатом на биографии послужном списке актера, как известно, все персонажи положительные – вот и его Годунов никогда не выглядит рвущимся на самый верх интриганом, а только прозорливым государственным деятелем, на которого все блага сваливаются попутно. Чтоб подчеркнуть пушистость героя, почти все вокруг нарисованы паразитами, которые грызутся за власть, как пауки в банке. При этом сам образ власти остается незапятнанным.
Смотрите сериал «Годунов» в эфире телеканала «Россия 1» с понедельника по четверг в 21:00
Создатели сериала решили не внимать мнению губернатора Орловской области, мол, Иван Грозный не убивал своего сына, а тот сам помер от болезни по пути из Москвы в Петербург (спасибо, что не в Нагасаки или из Нью-Йорка на Марс). В «Годунове» царь Иоанн таки совершает фатальный замах посохом, хотя, впрочем, Сергей Маковецкий сыграл Грозного с благородным достоинством – даже в виде покрытого язвами трупа. Виктор Сухоруков распускает все свое хитрое обаяние, чтобы его Малюта выглядел жутковато, однако опричники его если и лютуют, то по делу, за кадром и в виде самообороны. Светлана Ходченкова, согласно своему амплуа, остается неприступной красавицей в роли жены Годунова, чем заставляет бедного героя терзаться. Лысина Антона Кузнецова прямо кричит, что его герой Богдан Бельский – двурушник и предатель. Бояре – сволочи, послы – козлы. Румяная и уютная Анна Михалкова – одна из немногих, кому досталась тут добрая душа, и то потому, что ее Ирина – родная сестра Годунова.
Отказавшись от трагедии Пушкина, авторы «Годунова» сняли пословицу «Царь хороший, бояре плохие», которая снова актуальна. Ни аутентичность кафтанов и теремов, ни игра прекрасных актеров, ни даже робкие протесты против патриархата не дают отвлечься от такой монохромности трактовки исторических событий. И сколько бы Безруков ни перелопатил летописей в библиотеке, его герой остается заложником нынешней державной конъюнктуры.
О том, как телезрители оценили новый проект телеканала «Россия 1», вы можете прочитать здесь.