Cекреты работы звукорежиссеров над «Звездными войнами» и другими фильмами
Если в фильме есть фантастические персонажи, эпические погони и невероятные приключения, то кто сказал, что звуки должны быть привычными? Создание подобного фона для кино – кропотливая и сложная, но очень интересная работа. Один из главных специалистов по придуманным звукам – Бен Бёртт, который работал над «Звездными войнами». Его труд так впечатлил Американскую киноакадемию, что ему даже «Оскар» специальный вручили – и это притом, что на тот момент еще не было «Оскара» за звукорежиссуру… Узнаем, как создавались самые интересные звуковые эффекты «Звездных войн» и не только.
1. Чубакка, представитель расы вуки, был примечателен не только выдающимся ростом и тем, что был срисован с собаки Джорджа Лукаса, но еще и своим выговором. Для того чтобы создать язык, на котором говорит этот персонаж, Бен Бёртт создал компиляцию из криков полярного медведя, барсука, моржа и верблюда.
2. Звуки лазеров в фильме – это звук проводов линии электропередачи, которые дергают при помощи особого крюка.
3. Чтобы получить звук истребителя TIE, звукорежиссеры наложили рев слоненка на звук шин машины, которая с большой скоростью двигается по влажному асфальту.
Истребитель TIE издает рев слоненка и звук шин машины, которая едет по влажному асфальту
4. Для звука трепещущих крыльев торговца Уотто Бен Бёртт использовал обыкновенный зонтик, который быстро-быстро открывал и закрывал, а потом еще и дополнительно ускорял то, что записалось на пленку.
5. Легендарное дыхание Дарта Вейдера – это обыкновенное человеческое дыхание через акваланг, многократно усиленное при помощи аудиоредактора. Нечто похожее слышат пожарные, которые находятся в задымленном помещении во всем полагающемся им снаряжении.
6. Звук бластера – это на самом деле звук удара молотком по сильно натянутому кабелю. Что касается звука светового меча, то с ним пришлось повозиться, соединив в одно шум от не очень исправного автомобильного сцепления и жужжание старого телевизора.
7. Чтобы сымитировать говор расы Джава, актерам пришлось подражать зулусской речи, а потом их голоса ускоряли при помощи компьютерной программы.
8. Для создания звука, с которым двигается шагающий танк АТ-АТ, звукорежиссеры отправились со своими диктофонами на одну из калифорнийский фабрик по производству листовой стали.
Звук светового меча удалось получить, соединив в одно шум неисправного автомобильного сцепления и жужжание старого телевизора
9. Робот R2-D2 по сюжету должен пищать тоненько, но эмоционально и выразительно. Для того, чтобы создать его «говор», Берт пищал в микрофон сам, а потом соединял получившееся со звуками от клавиш синтезатора. В итоге то, что он задумал, у него получилось.
10. Для создания речи Агнота взяли несколько енотов и посадили в ванну. Звуки, которые они издавали, наложили на звуки, с которыми общаются между собой морские выдры.
11. Звук лазера Звезды Смерти создан при помощи наложения рева запускаемой ракеты на звук катушки Теслы.
12. Вопли огромного чудовища не лишенный чувства юмора Бен Бёртт «позаимствовал» у собственной дочери Эммы. Тогда она еще была совсем мала и, по словам звукорежиссера, много капризничала и визжала, так что он просто обязан был использовать это для создания монстра.
13. Рев толпы во время гонок на карах – это рев трибун на футбольном матче; именно там Бёртт записывал этот звуковой эффект.
Робот R2-D2 «пищит» голосом самого Бена Бёрта
14. Дверь шаттла Дарта Вэйдера открывается с таким же звуком, с каким лязгает решетка камеры тюрьмы Алькатрас. Как видим, иногда звуки приходится добывать в местах довольно удаленных… и не столь отдаленных.
15. «Крик Вильгельма» – звуковой эффект, который был использован и до Бёртта, однако именно он, «вытащив» его из библиотеки специально для «Звездных войн», популяризировал его. Впервые «крик Вильгельма» появился в вестерне начала 50-х в сцене, где одного из героев хватает и утаскивает под волу аллигатор. Бен Бёртт использовал этот эффект практически во всех частях «Звездных войн». После этого на «крик Вильгельма» обратили внимание и другие режиссеры, и всего его использовали в различных фильмах и компьютерных играх 216 раз. Особенно часто – для иллюстрации взрывов, попадания стрелы и падений с высоты.
О том, насколько важным может быть звук даже в такой зрелищной, казалось бы, эпопее, как «Звездные войны», свидетельствует и то, что в 1981-м году вышла одноименная радиопостановка из 12 эпизодов, которая также имела оглушительный успех.
****
Например, раскат грома во время ливня. Этот эффект, получивший название castle thunder, был записан для «Франкенштейна» еще в 1931 году, но потом использовался в различных лентах вплоть до 1980-го, а в некоторых мультиках и в рекламе – даже до начала 2000-х. Так называемый «крик Хоуи», сгенерированный в 1980-м году, позже звучал и в «Сломанной стреле», и в «Без лица», и в «Последнем киногерое». Этот необычный звуковой эффект – главный конкурент «крика Вильгельма».
«Крик Тарзана» персонажа Джонни Вайсмюллера давно стал хрестоматийным
Обратите внимание на то, как часто в сценах, где изображен какой-то хаос, слышен кошачий визг. Даже там, где никаких кошек нет и в помине! Просто это тоже один из давних, можно сказать, «библиотечных» звуковых эффектов, которые вставляют после столкновения автомобилей, опрокидывания мусорных баков, разбивания окон. Хрестоматийным стал и «крик Тарзана», персонажа Джонни Вайсмюллера в картине 1932-го года. Поговаривают, что актер сам издал этот звук, но здесь есть разные версии – от записи голоса популярного оперного певца до наложения скрипочной трели на рычание собаки и вой гиены (!) Конкретно этот звуковой эффект надежно защищен авторскими правами, но, несмотря на это, в искаженном виде его то и дело используют в других кинофильмах.
Если быть чуточку внимательнее, то несложно услышать, что многие звуки в популярных голливудских фильмах звучат практически одинаково. Например, телефонные звонки, волчий вой или птичьи крики. Даже дефекты, по каким-либо причинам оказавшиеся на пленке, повторяются из ленты в ленту. Все это вовсе не свидетельствует о лени звукорежиссеров, напротив, уже знакомый звук настраивает зрителя на определенный лад; например, уханье совы предвещает что-то тревожное и потустороннее. С другой стороны, сегодня, как и десятилетия назад, на поиск и создание по-настоящему уникального звукового эффекта, который будет использован всего один раз, можно смело потратить и день, и даже неделю.