В Венеции раздали главные награды кинофестиваля
В Венеции завершился старейший международный кинофестиваль. В последний день Венецианской Мостры, как кинофорум называют сами итальянцы, по традиции были названы обладатели главных наград. И в этом году торжествовали дебютанты и представители Латинской Америки, хотя европейцы без статуэток тоже не остались.
Международный кинофестиваль в Венеции проходил со 2 по 12 сентября
Закрытие 72-го кинофестиваля состоялось вечером, 12 сентября, в главном зале Дворца кино на острове Лидо, что в Венеции. В этом году председателем жюри старейшего международного кинофорума стал мексиканский режиссер, лауреат «Оскара» и автор нашумевшей «Гравитации», Альфонсо Каурон. Приключенческая история «Эверест» была объявлена фильмом открытия, а гангстерская драма «Мистер Сикс» режиссера Гуань Ху – закрывала кинофестиваль. Также публика увидела обновленную версию ностальгического фильма «Амаркорд» Федерико Феллини. А итальянская актриса и режиссер Элиза Сенау выступила ведущей церемоний открытия и закрытия Венецианской Мостры.
Без каких-либо наград остался российский режиссер Александр Сокуров со своей документально-игровой лентой «Франкофония», которой до последнего дня специалисты прочили главный приз нынешней Венеции. Однако жюри Венецианского кинофестиваля рассудило иначе, проигнорировав почти всех фаворитов по версии публики и критиков, и главные награды отправились в Латинскую Америку. «Золотого льва» в номинации «Лучший фильм» получила картина венесуэльского режиссера Лоренцо Вигаса «Издалека» (Donde allá). Его работа – дебютная в большом кино. Вигас снял откровенную историю сложных и противоречивых чувств немолодого мужчины Альфредо к окружающим его беспризорным подросткам. Он платит им за то, чтобы увидеть их обнаженные тела, – смотреть, но не трогать, поддаваясь искушению как бы издалека, отсюда и название картины.
Для Лоренцо Вигаса картина «Издалека» стала первым полнометражный фильм
Второй по значимости приз – «Серебряный лев» – был вручен за режиссуру аргентинцу Пабло Траперо, представившему на суд жюри и зрителей драму «Клан» (El Clan). 43-летний яркий представитель аргентинского нового кино в своем фильме рассказал правдивую историю о богатой буэносайреской семье Пуччио, члены которой в 1980-х годах похищали соседей ради выкупа, а получив деньги, убивали их. Однако идея сюжета – намного глубже, чем просто драма о преступной семейке. Картина повествует о переломном моменте в истории Аргентины, когда страна, в которой годами насилие было обычным делом, при смене власти получила безграничную свободу демократии. Поэтому фильм будет понятен в том числе и российским зрителям, пережившим лихие 90-е.
Пабло Траперо в этом году в Венеции взял «Серебряного льва»
Гран-при Венеции-2015 (своего рода третье место) присудили полнометражному кукольному мультфильму «Аномализа» (Anomalisa) – одной из трех главных наград кинофестиваля были удостоены авторы анимационной ленты: знаменитый сценарист Чарли Кауфман и молодой аниматор Дюк Джонсон.
Среди других лауреатов 72-го Венецианского кинофестиваля стоит отметить фильм «Горностай» (L'hermine), принесший его автору – Кристиану Венсану – приз за лучший сценарий. А замечательный французский актер Фабрис Лукини стал обладателем Кубка Вольпи, как лучший актер за сыгранный в «Горностае» образ председателя суда.
Звание лучшей актрисы и также Кубок Вольпи были пожалованы итальянке Валерии Голино за работу в фильме «Ради твоей любви» (Per amor vostro). А самым юным призером стал Абрахам Атта – исполнитель главной роли родом из Ганы получил приз имени Марчелло Мастроянни за участие в фильме «Безродные звери» (Beasts of No Nation). Лента повествует о мальчике Агу из селения в Западной Африке, раздираемой гражданской войной: попав в армию наемников совсем еще ребенком, Агу вынужден убивать. Над сценарием «Безродных зверей» работал режиссер «Джейн Эйр» и первого сезона «Настоящего детектива» Кэри Фукунага семь долгих лет. В своей киноадаптации одноименного романа Узодинмы Ивеала 38-летний американец хотел рассказать о том, что может произойти, когда ребенок вырван из детства и погружен во мрак войны.
Картина «Безумие» рассказывает о войне, которая разделяет семью и превращает близких людей во врагов
Специальную премию жюри получила еще одна социальная драма – турецкая кинокартина «Безумие» (Abluka) режиссера Эмина Элпера. Действие фильма происходит в неназванном городе, где постоянно гремят взрывы. Это – история о двух братьях, переживающих чувство постоянного страха, и о «состоянии войны», которое в конечном итоге разделяет семью и превращает близких людей во врагов.
В 2011 году Александр Сокуров был удостоен главной награды кинофестиваля в Венеции за фильм «Фауст»
Сразу два приза Луиджи де Лаурентиса Венецианского фестиваля-2015 достались фильму «Детство лидера» (The Childhood of a Lider): за лучший дебют и режиссуру. «Львов будущего» вручили автору, совсем молодому актеру и режиссеру, – 27-летнему Брэди Корбету. Историческая драма, в которой заняты Роберт Паттинсон и Стейси Мартин, подробно повествует о детстве фашистского лидера во время Первой мировой войны. Кстати, фильм был единственным в Венеции, показанным на 35 мм пленке. «Пленка должна быть правом режиссера, а не привилегией», – сказал Корбет после вручения ему наград…
Венецианский международный кинофестиваль, основанный в 1932 году, считается старейшим в мире. С конца 19-го века на Джардини, на краю Венеции, регулярно проводились Биеннале – смотр произведений различных видов искусств. В 1932 году впервые в рамках Биеннале состоялся Венецианский фестиваль, ставший первым международным кинофестивалем в истории кинематографа. У его истоков стояли президент Биеннале – граф Джузеппе Вольпи ди Мисурата и Лючиано Де Фео, который произвел первый отбор фильмов и стал директором фестиваля.
В истории советского и российского кинематографа главной награды Венецианского кинофорума удостаивались фильмы: «Иваново детство» Андрея Тарковского (1962), «Урга – территория любви» Никиты Михалкова (1991), «Возвращение» Андрея Звягинцева (2003) и «Фауст» Александра Сокурова (2011). Еще дважды «Золотой лев» был вручен за вклад в киноискусство: советским режиссеру Сергею Юткевичу (1982) и кинооператору Анатолию Головне (1972).