Жора Крыжовников о комедии «Ёлки новые», настоящем снеге на съемках, чудаках и слабых мужчинах
21 декабря в прокат выходит комедия «Ёлки новые» – продолжение знаменитой новогодней франшизы Тимура Бекмамбетова с Сергеем Светлаковым и Иваном Ургантом в главных ролях. Но в картину внесли много изменений. Например, в фильме снялись новые артисты: Дмитрий Нагиев, Юлия Александрова, Екатерина Климова, Сергей Пускепалис и другие. Главным же новшеством стало то, что креативным продюсером ленты выступил знаменитый российский режиссер Жора Крыжовников («Горько!», «Самый лучший день»). Накануне премьеры Жора Крыжовников объяснил, как подарить зрителям праздничное настроение, почему «Ёлки новые» – самые жизненные и отчего женщины в кино интереснее мужчин.
«Ёлки новые», как и предыдущие картины франшизы, состоят из нескольких новелл
Почему продолжение франшизы впервые с 2010 года назвали без цифровой приставки: не «Ёлки-6», а именно «Ёлки новые»?
Лично меня пугала цифра в названии. Мне кажется, цифра не очень счастливая, да и вообще про цифры надо забыть, потому что «Ёлки» – это кинопроект, в который вшито обновление. Например, ни одна часть «Гарри Поттера» не содержала цифры – все продолжения имели собственные названия. Альманах «Ёлки» дает возможность появляться новым персонажам, некоторым героям уходить из истории, а затем возвращаться и так далее. Например, в «Ёлки новые» вернулся из третьей части герой Антона Богданова. Если не считать Антона, то в нашем фильме из пяти историй в четырех появляются новые персонажи. Вместе с тем семейная тематика, идея того, что чудо можно сотворить собственными руками, существовали в «Ёлках» всегда. Выходит, что у нас новые истории, новые актеры, но в то же самое время это «Ёлки». Так и возникло название – «Ёлки новые».
Расскажите, как вы попали в этот проект?
Я не собирался участвовать, но так сложилось со временем. Дело в том, что мы с Тимуром Бекмамбетовым на студии «Базелевс» объявили конкурс сценаристов в нашу, как мы это назвали, «Мастерскую комедий». Было подано около 400 заявок, в результате отбора мы взяли 10 человек. Это люди, которые работают сценаристами, и мы с ними прокачивали их профессиональные навыки. У нас был двухмесячный интенсив. Оказалось, что удобнее всего заниматься на коротком метре и на историях, которые могли бы стать частью «Ёлок»: чтобы действие происходило в один день, перед Новым годом. Наши студенты написали одну историю про то, как пасынок с отчимом идут в лес (в фильме в этой новелле играет Дмитрий Нагиев. – Прим. ред.). Тимуру и мне она показалась обаятельной, фактурной, захотелось ее снимать. Потом другой студент написал историю про беременную Снегурочку (новелла с участием Юлии Александровой. – Прим. ред.), которая помогает другой беременной девушке. И этот сценарий тоже захотелось снять. В общем, коготок увяз – всей птичке пропасть… Мне захотелось снимать эти истории и стало жалко отдавать их чужим людям, так как они могли внести в них такие изменения, с которыми я мог быть потом не согласен. Знаете, это как ты бесконтрольно отдаешь бабушке ребенка, а он потом возвращается и рекламу поет из телевизора… И чтобы нести ответственность за сценарии, я занял такую должность, как креативный продюсер, выступил как человек, который следит за целостностью истории.
Скажите, есть ли страх, что франшиза в итоге надоест зрителю?
Есть жанр рождественской, новогодней сказки – и именно на него у зрителя есть спрос, на него зритель идет. Он никогда не исчезнет. Зрители хотят посмеяться, поплакать, но в балансе – чтобы не было перегибов в ту или другую сторону. «Ёлки» все время могут меняться, не держаться за определенные сюжетные линии и конкретных героев. Есть одна мелодраматическая история, как в нашем фильме – мальчик ищет маму, и под нее подвязаны другие смешные сюжеты, которые объединяет общая линия. Если правильно все делать, то у «Ёлок» есть возможность постоянно обновляться – показывать новые истории и новых героев в этом неиссякаемом жанре. Уже вышло восемь «Форсажей», куча «Властелинов колец», дело не в цифрах, а в умении команды двигаться вперед и меняться.
В «Ёлках новых» появляется необычная новелла – впервые в этой франшизе история заканчивается не очень хорошо, ведь героиня остается одна. Почему вы решились на такой несчастливый конец?
Мы себе позволили пойти на риск. Хотелось чуть-чуть поэкспериментировать с жанром новогодней сказки. Недаром во всех предыдущих «Ёлках» шел искусственный снег, а у нас – настоящий. Хотелось попробовать уйти от немножко фальшивой концепции, когда всем сестрам по серьгам, когда все утопают в атмосфере праздника и добра. В жизни ведь бывает по-разному. Иногда, как ни парадоксально, то, что кажется невезением, потом оказывается везением. Иногда лучше бросить кого-то, чтобы быть счастливым или получить шанс на счастье, а не держаться за свое несчастье. Поэтому мы сделали это специально, чтобы была некая эмоциональная палитра, чтобы в этом ощущении праздника, добра и веселья прозвучала чуть другая нотка. Мне кажется, героиня этой новеллы все-таки счастлива, она готовится к важному событию в своей жизни, а в будущем ее ждет обновление.
Скажите, почему вы не решились снять неизвестных актеров в главных ролях?
Мы пробовали разных артистов. Но потом поняли, что в итоге побеждает артист известный, зарекомендовавший себя прошлыми работами. У нас коротенькие истории, и если бы мы взяли неизвестного человека, то надо было зрителя сначала с ним познакомить, затем пытаться вызвать к нему симпатию, потом сочувствие, и на это у нас ушло бы около 30-40 минут на одну новеллу, когда весь фильм длится 90 минут. Поэтому мы старались брать людей, которые уже своим появлением вызывают в зрителе теплые чувства.
Снова в российском фильме показываются сильные женщины и слабые мужчины. Почему?
Мне кажется, здесь есть отпечаток нашей идентичности – женщины действительно тащат на себе в каком-то смысле всю страну. А мужчины… Они очень веселые. Возможно, это результат моего участия в этом фильме, потому что мне кажется, что женщины интереснее как герои историй. От женщин можно много чего ожидать, они непредсказуемы. Мужчина гнет свою линию, пытается быть цельным, соответствовать своим словам, а женщина пытается подстроиться. Есть такая поговорка: там, где Марья гнется, Иван ломается.
Смотрите комедию «Ёлки новые» в кинотеатрах с 21 декабря
От чего пришлось отказаться в процессе производства ленты?
Есть одна неснятая история, потому что известный артист, под которого мы ее создавали, не смог сниматься. Мы пишем истории под конкретных звезд. Есть еще одна веселая новелла про двух друзей, когда один влюбляется в кассиршу. Мы хохотали, когда читали. Ее тоже снять не получилось. Надеюсь, получится в будущем.
Существует пять вариантов «Ёлок новых». Объясните, что это за варианты фильма и какой именно мы смотрим в кинотеатрах?
В фильме есть сцены, где Снегурочка ходит по квартирам и поздравляет семьи с праздником. Мы объявили конкурс среди российских семей – у каждой была возможность сыграть тех, к кому в фильме приходит в гости Снегурочка. Надо было отправить нам фото, видео того, как семья справляет Новый год. Было около 500 заявок. В итоге победили четыре семьи – из Ростова-на-Дону, Самары, Тулы и Воронежа.
Что они присылали? Это были прикольные видео, милое и непосредственное домашнее творчество. Одна семья разыграла детский спектакль, где ребенок был волком, а родители – поросятами, другая – водила хороводы вокруг ребенка, который был наряжен королем.
Мы пригласили победителей в Москву, сняли кусочки их домашнего творчества, а затем вмонтировали в сцены похода Снегурочки по домам. Теперь в кинотеатрах Самары, Тулы, Воронежа и Ростова-на-Дону будут показаны те «Ёлки новые», где снялись их жители. В Туле – отдельная копия для Тулы и так далее. Так и получилось пять вариантов «Ёлок новых».
Нет ли у вас ощущения, что «Ёлки новые» получились драматичнее, чем все предыдущие фильмы франшизы?
Не согласен. Мне повезло: я учился в единственной мастерской, которая занималась комедией, – мастерской Марка Анатольевича Захарова. Он всегда говорил: основа комедии – это драма. Надо придумать драматическую ситуацию, в которой биологически заразительные артисты будут биться не на жизнь, а на смерть. Это иллюзия, что в комедии все должно быть хорошо и должны происходить только хорошие события. В фильме «Бриллиантовая рука» контрабандисты используют ни в чем не повинного человека в своих целях, от него уходит жена – что тут хорошего? И это смешно. В комедии не должно все состоять из какой-то благости и пушистости. Концепция доброго, бесконфликтного кино в комедии не работает. Комедия – это про чудаков, а не про хороших людей. Мы верим в персонажей «Ёлок новых», я уверен, что у них все будет прекрасно. Может быть, кто-то сейчас испытывает временные трудности, но потом все будет хорошо.