Рецензия на фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»
В кинотеатрах идет «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» – тяжеловесный опус о противостоянии бога – человеку в костюме летучей мыши, а их вместе – диабле из компьютерной игры.
Бюджет фильма «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» составил $250 000 000
После того, как криптонский генерал Зод вволю порезвился на Земле в «Человеке из стали», его соотечественник Кал-Эл, он же Кларк Кент, он же Супермен, обрел двоякую репутацию. Для одних землян он – живое божество (идут споры, доброе или злое), для других – агент инопланетного влияния. К числу последних относится и некий Брюс Уэйн, он же Бэтмен, семья и бизнес которого пострадали во время нападения криптонцев. Пока улыбчивый Супермен со свежим цветом лица и ямочками на щеках в исполнении бывшего «голливудского неудачника» Генри Кавилла снимает кошек с деревьев и выносит девиц из горящих домов, Бэтмен (Бен Аффлек) завидует и переживает кризис среднего возраста, начиная день с бокала коллекционного бордо из фамильного погреба. Его дворецкий и вечная нянька Альфред (великолепный Джереми Айронс) с ворчанием подбирает за подопечным бутылки и сетует на то, что династия Уэйнов клонится к закату.
В процессе создания очередного блокбастера вселенной DC самые большие споры вызывал выбор на роль Бэтмена сорокатрехлетнего Бена Аффлека, которого, несмотря на впечатляющие цифры гонораров, можно назвать голливудским неудачником с большим даже основанием, чем Генри Кавилла. Аффлек – трижды лауреат «Золотой малины», и столько же раз номинировался на эту премию. Фанаты даже собирали подписи под петицией вроде «Аффлек не пройдет».
В итоге парочка Аффлек-Айронс – едва ли не единственное живое место в тяжеловесном опусе режиссера Зака Снайдера (прославился картиной «300 спартанцев»), помимо традиционно удачного злодея Лекса Лютора (Джесси Айзенберг), ужимки которого также несколько скрашивают затянутую предысторию. На партию абсолютного добра – кретинически жизнерадостного Супермена, его восторженной подружки Лоис Лейн (Эми Адамс) и комичной даже для комикса Чудо-женщины (Галь Гадот) без слез смотреть невозможно.
Российская премьера «Бэтмен против Супермена» состоялась 24 марта 2016 года
Традиционная для продуктов DC эпическая серьезность подана в «Бэтмене против Супермена» в таком дремучем ретро-стиле, будто Супермен все еще носит трусы поверх костюма, при этом наивное обаяние старых фильмов-комиксов режиссер заменил выматывающими дискуссиями о природе божественного и чудесного и о реакции на него человеческого сообщества. От комикса мы все же хотим чего-то иного – не так что вот уже миновала половина фильма, а зритель с мучительным недоумением ждет когда же кто-нибудь с кем-нибудь наконец живописно подерется.
Разочаровывает и выход на арену долгожданного чудовища: когда Лекс Лютор пробирается на криптонский корабль, чтобы сотворить свое чудо-юдо, рассчитываешь увидеть что-то покруче тривиального диаблы из замшелой компьютерной игры – а именно с подобным созданием и предстоит сразиться объединившимся супергероям. На фоне комиксов Marvel, умудряющихся сочетать остроумие с технической выдумкой и даже долей социального пафоса программная картина DC, призванная не только позабавить, удивить, но и дать новое дыхание истории Бэтмена выглядит откровенно скучной. Трудно сказать, где корень этого провала – в чересчур серьезном отношении к развлекательному жанру, в недостатке творческой свободы, которую дает студия приглашенным авторам, или же, наоборот, в чрезмерном доверии Заку Снайдеру, у которого живописность всегда преобладала над фантазией. Так или иначе, если за нового Бэтмена Аффлеку можно поставить твердую четверку, может даже и с плюсом, то фильм в целом вряд ли стоит воскресного вечера.