«Предки» Терминатора, Чужого и Рокки: десять историй плагиата в кино
Вокалистка южноафриканского дуэта Die Antwoord обратилась с открытым письмом к режиссеру фильма «Отряд Самоубийц» Дэвиду Эйеру: дружище, мол, ты наши образы спер, чтобы Джокер и Харли Квин на экране такими клёвыми казались. Это спорный момент, посмотрим, что ответит Эйер и дойдет ли до суда, но это пока не самое громкое обвинение в плагиате из тех, что получают кинематографисты.
ТЕРМИНАТОР
Писатель-фантаст Харлан Эллисон не только самый продуктивный автор короткой прозы — во всей литературной братии не встретишь большего склочника и сутяжника. Среди двух тысяч его рассказов нашелся сюжет про андроида, которого с негуманной миссией отправляют в наше время из будущего — Эллисон, разумеется, попытался развязать копирайтную войну, но компания Orion поспешила осыпать его деньгами до суда и указала имя в титрах.
РОККИ
История провинциального боксера, который бодается с чемпионом мира, не только сделала из Сильвестра Сталлоне миллионера и подарила ему «Оскар»: в главном герое узнал себя Чак Вепнер, профессионал из Нью-Джерси. Это он героически выстоял против Мухаммеда Али пятнадцать раундов — точно как в фильме. Сталлоне сравнение отрицал, но предложил Вепнеру сняться в продолжениях. Когда двадцать лет спустя боксер понял, что никто не собирается звать его на съемочную площадку, подал, наконец, на Слая в суд — тот откупился.
СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ
Некоторое время назад в блогосфере попытались обвинить Владимира Бортко в том, что он снял чуть ни покадровый римейк итальянского фильма 1975 года. Между «Собачьими сердцами» действительно есть сходство, но лишь в той степени, в какой вообще могут быть похожи экранизации одного произведения. Степенный Макс фон Сюдов в роли профессора Преображенского убедителен, но Евгений Евстигнеев создал куда более сочный образ. И Шариков, переименованный в Бобикова, ведет себя как цирковой клоун, и итальянский пролетариат слишком активно жестикулирует. Если Бортко и принял к сведению фильм Альберто Латтуада, точное его воспроизведение не сделало бы «Собачье сердце» одной из самых любимых нашим зрителем картин.
БЕШЕНЫЕ ПСЫ
Квентин Тарантино никогда не скрывал, что своими фильмами отдает дань боевикам категории B, которыми он восхищался с детства. Но разок его почтение выразилось в откровенном заимствовании сюжетной линии. В фильме гонконгского режиссера Ринго Лама «Город в огне» тоже действует банда похитителей бриллиантов в одинаковых костюмах, к ним тоже внедряется полицейский и вся история заканчивается кровавой баней. Впрочем, никто ни на кого в суд не подал.
ЗА ПРИГОРШНЮ ДОЛЛАРОВ
Никто не предполагал, что малобюджетная картина Серджио Леоне «За пригоршню долларов» станет кассовым хитом и краеугольным фильмом в стиле спагетти-вестерн, да еще и сделает из средней руки актера Клинта Иствуда суперзвезду. Когда все это нежданно произошло, оказалось, что режиссер снял покадровый римейк фильма Акиро Куросавы «Телохранитель». Японский классик заметил: «Это очень хороший фильм. Но это мой фильм», — и заблокировал показ «Пригоршни» в США. Конфликт был исчерпан вне суда, Куросава получил отступные и процент от проката, который принес ему больше денег, чем все его собственные фильмы вместе взятые.
БАРХАТНАЯ ЗОЛОТАЯ ЖИЛА
Режиссер Тодд Хейнз изначально задумывал снять кинопортрет Дэвида Боуи, который в молодости умел классно проводить время, о чем впоследствии старался не вспоминать. Почтенному уже артисту не понравилось, как экранный он лихо тянет в обе ноздри и милуется с мужиками, да еще и назвали фильм в честь самой нелюбимой его песни — в общем, завернул сценарий и отказал в праве на использование своего имени и песен. Про образ ничего не сказал — вышел фильм про бисексуального короля глэм-рока Брайана Слэйда, который очень похож на Дэвида Боуи начала 1970-х, и все всё поняли.
НОСФЕРАТУ
Сейчас образ Дракулы не охраняется авторским правом, слишком много времени прошло с момента публикации книги Брэма Стокера — снимай про него кто хочешь. А в 1921 году королю немецкого экспрессионизма Фридриху Вильгельму Мурнау пришлось немного переиначить сюжет и поменять имя главного персонажа, чтобы история графа-вампира вышла впервые на экран. Вдова Стокера увидела, что образцовый ужастик шит белыми нитками, и подала в суд за плагиат. В итоге все пленки и негативы с фильмом были уничтожены и лишь по случайно найденным четырем копиям «Носферату» удалось восстановить для потомков.
ЧУЖОЙ
В 1939 году молодой фантаст Альфред Ван Вогт дебютировал в литературе рассказом «Черный разрушитель» про агрессивную инопланетную тварь, проникшую на космическую станцию землян. В рассказе-сиквеле «Этюд в алых тонах» тварь уже откладывает яйца в человеческих телах. А в 1979 году этими же вещами занимался на лицо ужасный и недобрый внутри инопланетянин в фильме «Чужой». Ван Вогт подал в суд на XX Century Fox, но в итоге согласился на денежную компенсацию.
ОТСТАВНИК
Если российская индустрия телемыла в принципе держит курс на римейки западного продукта, в кино еще как-то блюдут импортозамещение, чаще переснимая свое. Разве что Михаил Пореченков сыграл в Шварца-коммандо, о чем честно заявил перед выходом «Дня Д». А вот создателям боевика «Отставник» пришлось отмахиваться от назойливых сравнений их детища с «Заложницами» Пьера Мореля по сценарию Люка Бессона. У картин одинаковый зачин, где торговцы людьми похищают у ветеранов спецназа дочерей одного возраста. Папаши карают злодеев одинаковыми методами и спасают кровиночек, кто бы сомневался. Правда, отмечают, что «Отставник» выглядит побледней в плане трах-ба-бах, — зато душевней.
ТРАНСМОРФЕРЫ
Эта дешевая калька с «Трансформеров» — лишь один из примеров того, как компания The Asylum дурит народ, подсовывая видеоэрзац с похожим на хит проката названием. Бывший глава Village Roadshow Дэвид Римави принялся снимать «мокбастеры» — то есть, подделки под блокбастеры, — когда не задалось на ниве низкобюджетных слэшеров. А известной его студия стала после «Войны миров Герберта Уэллса», вышедшей на DVD параллельно с фильмом, где Том Круз. Ну а что, Джек Блэк в «Перемотке» тем же самым занимался, народу нравится. Из всех монстров кинопроизводства только владельцы XX Century Fox не вытерпели и подали на The Asylum в суд за плагиат, но проиграли.