Режиссер Святослав Подгаевский о премьере триллера «Русалка. Озеро мертвых», подводных съемках, актерах в бочках и современной Бабе-яге
В прокат выходит отечественный мистический триллер «Русалка. Озеро мертвых» от автора одного из самых успешных российских хорроров «Невеста» Святослава Подгаевского. Eще до выхода в прокат на родине новую картину режиссера уже приобрели 140 стран – от Латинской Америки до Франции. Tricolor TV Magazine поговорил со Святославом Подгаевским о русских русалках, подводных съемках, актерах в бочках, международном успехе и превращении Светланы Устиновой в современную Бабу-ягу.
Ефим Петрунин и Святослав Подгаевский на премьерном показе фильма «Русалка. Озеро мертвых» в Сочи
Святослав, это ваш четвертый фильм ужасов («Пиковая дама: Черный обряд», «Владение 18», «Невеста»). За пятилетний опыт стало легче работать в этом жанре?
Каждый новый фильм я делаю как в первый раз, это ведь разные картины. Каждый раз – это новый поиск, новые сомнения, новые изобретения.
На какое решение в фильме «Русалка. Озеро мертвых» ушло больше всего времени, нервов?
В течение нескольких дней у нас были сложные подводные съемки. Актеры и операторская группа должны были нырять под воду на глубину трех метров. Актеров страховали водолазы, которые обеспечивали их кислородом. Мы выстраивали кадр, затем водолазы забирали у актеров «воздух», отплывали, и секунд 20 мы могли снимать кадр с актерами. То есть кадр не мог длиться больше того времени, которое человек может находиться без воздуха. Когда камера выключалась, водолазы снова подплывали и давали актерам кислород. Это сложно, небезопасно, очень волнующе и безумно интересно. Каждый кадр под водой приходилось тщательно готовить и обдумывать. Для этих сцен мы выстроили декорацию в специальном бассейне.
Как команда себя чувствовала под водой?
Оказалось, не все актеры могут выносить давление на глубине больше двух метров. Но все старались и самоотверженно ныряли.
Русалке, вероятно, приходилось чаще всех нырять?
Нам повезло, актриса Софья Шидловская, которая сыграла Русалку, оказалась самой выносливой из актеров: она могла дольше всех задерживать дыхание под водой и стойко переносила все тяготы съемок в холодной воде.
А на кастинге эти качества Русалки проверяли?
Нет! (Смеется.) Кастинг был долгим, когда Соня пришла к нам, у нее была задача сыграть соблазнительницу – ведь изначально Русалка предстает в этом образе. У нее интересная внешность – она обладает холодной, скандинавской и несколько отстраненной красотой, которая привлекает и манит, ее пластика и темперамент нас сразу покорили. А после утверждения, уже на тренировках, выяснилось, что Соня еще и очень уверенно себя чувствует в воде. На момент съемок ей было 18 лет, и для Софьи это был дебют в большом кино, она отлично справилась.
Не замерзнуть во время сложных съемок актерам помогло изобретение Ефима Петрунина
Другой актер, сыгравший главного героя, Ефим Петрунин, говорит, что на момент съемок, напротив, страдал фобией – боязнью воды. Как помогали ему преодолеть страх?
Ефим нам об этой фобии не говорил – он профессионально подошел к делу, справился самостоятельно. Вообще, всем актерам нашей картины было нелегко: мы снимали на озере в сентябре, вода была около 5-7 градусов, человек в ней может находиться меньше минуты! Более того, по сюжету героев часто настигал дождь, были сцены утопления в машине, затопления дома… Актеры постоянно находились то по колено в воде, то на глубине, то под дождем… Можно сказать, из холодной воды не вылезали. И Ефим придумал способ согреваться: мы подогревали промышленными кипятильниками огромные бочки с водой. У каждого актера была своя бочка, и они грелись в ней между дублями. Это изобретение спасло всех от переохлаждения.
Долго искали то самое Озеро мертвых?
Задача была, казалось бы, несложной – найти озеро в Подмосковье посреди соснового леса. Но, как ни странно, его было очень трудно отыскать. Мы просмотрели чуть ли не все озера Подмосковья, в какой-то момент даже отчаялись, но вдруг увидели то, что нужно. И озеро, и сосновый лес. Оставалось только построить причал.
Расскажите об образе Русалки. Обычно ее принято жалеть – ведь она стала утопленницей из-за предательства любимого.
Да, у нас она трагический монстр, у которого есть свое прошлое. Русалку предали, теперь она пытается всех мужчин соблазнить и утопить, мстит им, такой у нее незакрытый гештальт. Это вообще большая тема, которая проходит через все кино. «Русалка. Озеро мертвых» – это на самом деле фильм про доверие, предательство и прощение, про взаимоотношения между мужчиной и женщиной.
История «Невесты» началась с заметки в газете, картина «Пиковая дама: Черный обряд» родилась из фольклора, «Русалка. Озеро мертвых» – обращение к славянской мифологии. Но почему именно она вас зацепила среди множества других образов?
Мой партнер, продюсер Иван Капитонов, на одной из своих лекций разогнал эту историю со своей студенткой Наташей Дубовой. Они пришли ко мне с идеей снять кино про утопленницу-русалку, и мне это очень понравилось, ведь тему предательства можно зрелищно раскрыть в кино. Мы взялись втроем за сценарий, и так получилось это кино. Вообще, славянская мифология – это большой пласт культуры, который мало исследован в нашем кинематографе. Через две недели мы приступаем к съемкам современной интерпретации мифа про Бабу-ягу – «Яга. Кошмар темного леса». Звучит так, как будто фильм про старушку, но на самом деле мы покажем новый образ Яги. Она выглядит красивой женщиной. В фильме все интересно поворачивается, ведь Яга – это древний славянский демон, который стоит на границе миров живых и мертвых.
А кто играет соблазнительницу Бабу-ягу?
Ее земного представителя играет Светлана Устинова.
Не пропустите премьеру мистического триллера «Русалка. Озеро мертвых» в кинотеатрах с 12 июля
Обычно вы предпочитаете немедийных актеров, а Светлана Устинова – звезда. С чем связан выбор?
Так получилось. Я не привязываюсь к медийности человека, а подбираю актеров под роли, под конкретные задачи, звездный статус не имеет значения. Так сложилось, что Светин образ максимально совпал с тем, что мы хотели.
А что происходит с вашим российско-американским проектом «Вернувшийся»?
Проект активно развивается, но такие замыслы требуют много времени, любая совместная продукция сложна в плане согласований. Думаю, закончим «Ягу» и в ближайшем будущем приступим к реализации «Вернувшегося». Сценарий написан, подобраны объекты. Пытаемся понять, как точнее позиционировать проект на рынке, на русском языке снимать или сразу на английском.
Рынок вас любит. «Русалка. Озеро мертвых» уже имеет международный успех – фильм ведь был продан в 140 стран! Как думаете, с чем связан такой ажиотаж?
Действительно, картину очень хорошо восприняли во всем мире: 140 стран – это приличная цифра для российского кино, это в два раза больше, чем продажи нашей прошлой картины «Невеста». Во время показа на Каннском кинорынке был полный зал иностранных закупщиков контента, это редкость, ведь обычно на такие показы приходят 15-20 человек. В мире вообще любят жанр, и русалку все знают. Но все привыкли к диснеевской русалке, поэтому, наверное, было интересно, что это за русская русалка такая. И фильм оправдал ожидания, кино понравилось. Насчет российского проката загадывать не буду, конечно, чемпионат мира по футболу внесет, видимо, свои коррективы, какое-то количество зрителей чемпионат уведет из кинотеатра, но мы надеемся и верим, что людям будет интересно наше кино и они его посмотрят.
За какими эмоциями зрителю стоит пойти в кинотеатр на фильм «Русалка. Озеро мертвых»?
Это кино про два основных страха: страх потери близкого человека, того, что тебя могут предать или обмануть, и страх воды, страх стихии. Это два глубинных страха человека: один – социальный, второй – глубинный, животный, страх смерти. Чтобы в этом разобраться, почувствовать, примерить на себя – за этим зритель может пойти на фильм «Русалка. Озеро мертвых» и получить удовольствие.