30 января в прокат вышла авантюрная комедия «Лотерея» с Евгением Куликом, Алексеем Серебряковым, Анной Михалковой, Милой Ершовой, Ириной Розановой и другими звездами в ведущих ролях. Сюжет фильма рассказывает о подкаблучнике Сергее и суровом Алексее, который недавно развелся с «непослушной» женой. Однажды оба оказываются втянуты в погоню за миллиард, и теперь обоим предстоит спасти выигрыш и сделать выбор – в пользу свободы или прежней жизни.
Накануне премьеры TV Mag поговорил с режиссером фильма, сценаристом, актрисой Соней Карпуниной («Все просто», «Хочу замуж»), – об авантюрных съемках, работе со звездами и личных победах.
Соня, «Лотерея» - редкий проект, который вы режиссируете не по своему сценарию. Расскажите, как вы присваивали эту историю себе? Что в ней отозвалось лично в вас?
Началось все с того, что у Евгения Кулика был сценарий, и он искал режиссера. Мы с ним познакомились, и решили вместе делать кино. Мне понравилась история: живые яркие диалоги, характерные персонажи, классные драматические ситуации между героями. Было понятно, что из этого материала можно сделать интересное кино. Я часто читаю сценарии со вторичными сюжетами, которые почему-то преподносятся, как оригинальные. «Лотерея» выгодно отличалась своей небанальностью. Конечно, сюжеты о бешеном выигрыше случались в нашем кино. Когда мы приступили к работе, я первым делом посмотрела «Зигзаг удачи» Эльдара Рязанова, «Спортлото-82» Леонида Гайдая. Мне нравится эта цепочка фильмов и режиссеров, куда теперь вхожу и я с «Лотереей».
Хотя погоня за деньгами у нас - это только часть сюжета, по-сути, наше кино - это бадди-муви о двух разных мужчинах, которые сначала не переваривают друг друга, но в процессе борьбы за миллиард они становятся настоящими друзьями и жить друг без друга уже не могут. Это кино о двух героях, выстроенное по канонам романтической комедии.
![](/upload/d1527c/jbio4rjhnrg-e1nkbf.png)
Режиссер Соня Карпунина с семьей
Что в начале работы казалось самой сложной задачей в «Лотерее»?
Мы запустились с неготовым сценарием. Мы его переписывали вплоть до последнего дня съемок. Мой муж (режиссер Клим Шипенко, - Ред.) говорил мне: «Запускаться с неготовым сценарием - это слабоумие». На что я отвечала, что это «отвага». (Смеется). Я понимала, что это рискованно, но мы с продюсерами «Кулик продакшн» приняли это решение, очень не хотелось переносить съемки даже на полгода, в наше время все может измениться за минуту, и надо ловить возможности за хвост! (Улыбается). Конечно, это было безумие: днем мы снимали, а ночью – переписывали и дорабатывали сценарий, или наоборот – ночью снимали, днем писали. Работа шла параллельно на два фронта, было тяжело физически. Мне кажется, это и придало фильму особое очарование, он получился очень «живым».
Ваш хит «Все просто» рождался похожим способом…
Да, точно! И даже фильм моего мастера Сергея Соловьева «Одноклассники», где я соавтор сценария и актриса, тоже рождался, скажем так, по-живому. Может, я посмотрела на работу мастера и решила, что кино так и надо снимать?! (Смеется). Даже в фильме «Хочу замуж», сценарий которого я писала три года, где были выверены все диалоги и сцены, и все было заранее отрепетировано, есть сцены, переписанные прямо на съемочной площадке. Ключевая драматическая сцена между героями Милоша Биковича и Кристины Асмус в номере отеля долго мне не давалась. Понятно было, что должно быть в этой сцене, как она работает в сценарии, но удачного решения не было. Я переписывала многократно эту сцену, но все это было не то. В итоге то, что нужно родилось только в день съемок. Утром я пришла на площадку и объявила, что то, что написано, мы снимать не будем. И я скоро принесу новый текст. Нужно было видеть «счастливые» лица актеров. Хорошо, что к тому моменту они уже привыкли к моему методу работы. Я попросила 40 минут и переписала эту сцену. За 40 минут появилось лучшее решение, которое я не могла придумать несколько лет. Так тоже бывает! Иногда нужна искра, какое-то озарение, чтобы весь пазл, наконец, сложился. С «Лотерей» было нечто подобное. Если на съемках я понимала, что сцена не работает, то мы ее переписывали, прямо на площадке.
Как именитые актеры отнеслись к такому авантюрному процессу? Например, Алексей Серебряков?
Алексей Серебряков тяжело относился, он, наверное, думал, что мы все идиоты, которые не понимают, чего они хотят и постоянно все меняют (Смеется)! На самом деле мы меняли все потому, что точно знали, чего хотели (улыбается). Но все по-разному воспринимали. Евгений Кулик, наоборот, считал, что это классно.
Как вас поддерживал супруг, режиссер Клим Шипенко?
Поддерживал как супруг. Не как режиссер. Сценарий «Лотереи» он не читал, не смотрел пробы и не видел монтаж. А о чем кино, узнал впервые на премьере вместе с остальными зрителями. Это не было какое-то решение. Просто я ни о чем не спрашивала, а Клим ничего не просил показать. Он знал только о технических сложностях подготовки и съемок, но творчество мы никогда не обсуждали. Во всех предыдущих проектах, которые я делала, а мы с ним вместе 14 лет, - Клим всегда читал сценарии, давал рекомендации, что-то из моих проектов продюсировал. Вот сейчас на новом проекте он – продюсер, а я режиссер, я поработала с другими продюсерами и командами, и теперь вновь решила поработать с Климом, с ним, как оказалось, проще договориться, когда есть творческие разногласия. Клим как продюсер доверяет мне, а как режиссер он свои проекты делает и ему нет нужды режиссировать чьи-то еще.
Какие самые важные слова поддержки вы услышали от Клима?
Самые важные слова он сказал задолго до «Лотереи». Это было перед запуском фильма «Хочу замуж». Он очень тяжело мне давался: проект запускался четыре раза! То актер отказался сниматься, то съемки переносили за неделю до запуска, то пандемия, то продюсеры были не уверены, что фильм удачно прокатается в разгар локдауна… Между выходами фильмов «Все просто» и «Хочу замуж» прошло 10 лет. И я все время работала – разрабатывала сериалы, фильмы, но они все замораживались на разных этапах и не доходили до съемок. Я думала, почему так, я же постоянно работаю, но ни один проект не доходит до финала. Говорила мужу: «Может, мне надо уходить из профессии, ты видишь, сколько раз не получается, может, это мне судьба говорит, что не мое, невозможно же уже десять лет пытаться безрезультатно?» И Клим обнадеживал меня рекламой американского банка: на рекламе был изображен президент США, я уже не помню точно кто. А напротив его имени стояли слова: «Провал. Провал. Провал. А потом…» А потом он стал президентом США. Ричард Брэнсон создал девять провальных бизнесов, пока на десятой попытке у него не получилась компания «Верджн», сделавшая его одним из самых богатых людей мира. Клим говорил, что надо продолжать бороться! А уже подумывала, не открыть ли мне детское кафе, раз в кино не получается. Но потом… Потом в итоге получилось (Улыбается).
На фоне этой 10-летней борьбы как вы относились к тому, что у мужа, у режиссера Клима Шипенко, наоборот - карьера шла в гору? Он кино снимает в космосе («Вызов»), а у вас проекты не складываются.
С одной стороны, я радовалась, это и для него было отлично, и для жизни нашей семьи. С другой, меня расстраивало то, что у всех вокруг успехи, кроме меня. Все те, с кем я училась во ВГИКе, как-то в эту гору шли, а я – нет. Все, с кем я начинала, ушли вперед, а я одна сижу и у меня не получается… Но сейчас я понимаю, что это была иллюзия. Даже если смотреть на карьеру Клима, то очевидно, что он вел свою собственную борьбу, что до взлета были проекты, которые не запускались, но он продолжал идти своим путем. Путь вообще может быть неровным и не стремительным. И у каждого он разный. И возможно, что сейчас другим людям покажется, что у меня все легко получается. А на самом деле – нет.
Неудачи не принято афишировать, борьбу скрывают и кажется, что вы просто вытащили счастливый лотерейный билет.
На этом и строится феномен соцсетей: сегодня в Сети стало мейнстримом показывать какую-то превосходную жизнь, которой человек на самом деле не живет. Я вижу некоторых блогеров в жизни и понимаю, что они вообще так не выглядят, как преподносят себя в своих прекрасных блогах, пользуясь ретушью и фотошопом, они ведут иной образ жизни, а показывают либо малую приукрашенную часть, либо вообще что-то выдуманное. Чаще всего это искаженная реальность, то, что они выкладывают. Понятно, что есть кто-то, кто строит свой образ на максимальном соответствии жизни, но чаще всего это аватары. И эта неправда очень влияет на их подписчиков, которые принимают все за чистую монету и хотят вести такую же жизнь. На самом деле, это огромная проблема - некоторые блогеры настолько сливаются со своим выдуманным идеальным образом, что потом не могут смириться с тем, что в жизни все иначе. Так что, да, никто не знает, что происходит в жизни у успешных людей, их реальная жизнь невидима публике. Что там на самом деле стоит за их успехом. А вообще в жизни нельзя все ставить только на карьеру, ведь есть еще и семья, и быт, и какие-то другие увлечения. Жизнь гораздо многогранней.
И как вам удается сохранять баланс в этой многогранности – быть мамой двоих детей, режиссером, сценаристом, актрисой?
Конечно, роль жены, мамы, хозяйки дома взяла свое - в профессии я сделала не так много, сколько я могла и хотела бы. Профессию я никогда не оставляла, всегда старалась находить хоть какое-то время на то, чтобы писать и снимать. Но чтобы отдаваться ей полноценно, сначала я все поставила на рельсы дома, убедилась, что все работает, знаете, как будто компанию создала, посмотрела, что механизм функционирует, а потом уже взялась за карьеру (улыбается). Вообще, чтобы совмещать семью и профессию, важно видеть свои и чужие границы. Сейчас все в доме знают, что, если мама в кабинете, то она работает, и больше ни у кого нет вопросов. Хотя раньше были (улыбается).
А еще я научилась отдыхать. Раньше пыталась делать все, сразу везде успеть и в итоге приходила к выгоранию. Мне было стыдно за отдых – думала, вот, я иду на массаж или на фитнес - кошмар, я же ничего не делаю полезного в этот момент! Но потом осознала, что мой отдых, это тоже моя работа. (Смеется) Это мое право и ответственность. Я ответственна за свое состояние, за то, чтобы быть в ресурсе, иначе все посыпется.
Соня, вы в профессии уже больше 15 лет, если считать от вашей первой крупной работы как соавтора сценария и актрисы ленты «Одноклассники» Сергея Соловьева. Скажите, сегодня вас радует и что огорчает в российской киноиндустрии?
Радует, что стало много зрительского кино, и в целом кино в нашей стране стало бизнесом, фильмы окупаются, развивается индустрия. Радует, что есть коммерчески успешные проекты, которые сделаны вообще без государственной поддержки. Что есть продюсерские компании, которые могут позволить себе снимать экспериментальные фильмы, запускать дебюты. Радует, что стало больше женщин-режиссеров, профессия стала доступной для них. Радует, что появились платформы, между которыми идет конкуренция и это делает их проекты качественней каждый год. А огорчает, что на сегодня авторское кино немного просело. Что темы сейчас ограничены.
А что бы вы сделали на выигранный миллиард?
Наверное, попробовала бы организовать свою кинокомпанию и поддержала бы благотворительность. Точно бы не стала тратить впустую, как обычно делают реальные победители лотерей – редко кому удается вложить деньги во что-то, что приносило бы дальнейшую прибыль.
Расскажите о будущем фильме, который будет продюсировать Клим Шипенко.
Проект разрабатывается в компании Yellow, Black and White, Клим как продюсер курирует картину. Я режиссер фильма, а сценарий пишут другие авторы. Меня изначально зацепила заявка. Многого рассказать пока не могу. Это 50-ые годы, фильм основан на реальных событиях. Это семейная история о том, как каждому человеку нужно, чтобы в него поверили и его любили. В фильме будут дети, животные. Так что, это будет сложно-постановочное кино, что для меня уже определенный вызов.
Хотели бы снять в этом фильме ваших детей?
Старший сын Клима не хочет пока сниматься. Младший еще очень мал. А 10-летняя дочь Клементина тоже пока не горит желанием становиться актрисой, сколько бы я не пыталась ее привлечь к съемкам. Говорит, не нравится. Она учится в художественной школе и на данный момент хочет быть дизайнером. У меня как раз на эту тему и был мюзикл, который пока не запустился. О том, как обычная медсестра из провинции решает сделать свою 6-летнюю дочь кинозвездой, а девочка этого не хочет. Фильм о том, как родители хотят через детей реализовать свои собственные нереализованные амбиции, чего делать, конечно, не стоит. Надеюсь, я когда-нибудь сниму эту историю, ведь это очень актуальная и такая моя тема.
Фото: Пресс-служба Централ Партнершип