Наверх
20541

Оксана Бондарчук
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Основано на реальных событиях: Сарик Андреасян о драме «Непрощенный», уникальности Дмитрия Нагиева, хайпе и встрече с Виталием Калоевым

«Непрощенный» – фильм, основанный на реальной трагедии отца, отомстившего авиадиспетчеру за гибель жены и детей. Роль Виталия Калоева, который в 2002 году потерял семью в авиакатастрофе над Боденским озером, а спустя два года убил диспетчера, считая его виновником этой трагедии, исполнил Дмитрий Нагиев. Актерская работа Нагиева, как и фильм в целом, произвели фурор на Московском международном кинофестивале, где прошла мировая премьера «Непрощенного», а 27 сентября драма уже выйдет в широкий прокат. Как снимать кино по реальной трагедии? Легко ли детям играть погибших сверстников? Почему «Непрощенный» обязателен к просмотру? Об этом режиссер картины Сарик Андреасян («Мамы», «Землетрясение») рассказал в интервью Tricolor TV Magazine.

премьера, триколор, тв, журнал

Режиссер драмы Сарик Андреасян несколько лет занимался подбором актеров

Сарик, вы действительно три года не начинали производство фильма, потому что не могли найти актера на главную роль?

Да. Во-первых, нам было важно, чтобы артист был внешне похож на Виталия Калоева. Во-вторых, мы очень хотели, чтобы его сыграл актер, от которого не ждут драматических ролей, который мог бы раскрыться в нашем фильме и показать зрителю то, чего от него еще никто не видел.

И как вы остановили выбор на Дмитрии Нагиеве?

Как-то в ночи смотрел фото артистов в интернете, нашел какую-то новость, увидел Диму Нагиева и подумал: «Так вот же он – этот артист, которого мы ищем!» Я тут же ему написал. Отправил сценарий. Он очень быстро мне ответил, и мы поняли, что оба хотим делать эту историю.

Без страха и сомнений?

У нас не было сомнений. Дима, наверное, не ожидал такого предложения, но он уверенный в своих силах артист. Я тоже точно знал, что он сможет справиться с этой сложной ролью. Это сейчас все ассоциируют Нагиева с мощными комедийными образами из «Физрука» или «Осторожно, Задов!», но я помню его еще с детства, когда посмотрел фильм «Чистилище» (1997) Александра Невзорова. Дима там потрясающе играл драматическую роль, мы даже обсуждали его в школе, правда, тогда еще не знали, кто такой этот Дмитрий Нагиев. В общем, Дмитрий – большой артист, и он еще раз это доказал.

Как шла работа с актером до и во время съемок, как вы настраивали его на роль отца, потерявшего свою семью?

До съемок Дима сам посмотрел хронику в интернете, все интервью Виталия Калоева. Непосредственно на площадке перед мотором мы еще раз обсуждали с ним, о чем сцена и что нам важно донести до зрителя. Я взял самодостаточного артиста, он сам проделал внутреннюю работу в процессе подготовки к роли, моим делом было только его направлять. Дима не только хорошо понимал материал, но и осознавал, что за всем этим стоит реальный человек, который жив и пережил все это совсем недавно. И что, возможно, этот человек наше кино может посмотреть. Дима уникален, он очень много привнес в роль от себя. Очень точные и яркие нюансы роли. Например, придумал, что его герой курит и стряхивает пепел в руку… Я вообще воспринимаю режиссуру как соавторство: я не режиссер-тиран, а наоборот – отпускаю артиста, он обрабатывает режиссерское видение через себя, и на площадке вместе вы создаете единое полотно.

премьера, триколор, тв, журнал

Чтобы достоверно воссоздать события, показанные в фильме, режиссер Сарик Андреасян лично встречался с Виталием Калоевым

Перед съемками вы встречались с реальным прототипом героя вашего фильма Виталием Калоевым. Какая общая цель была у той единственной встречи, длившейся 20 минут?

Я понимаю, как важно очень деликатно обходиться с чужим горем. Мне нужно было увидеть Виталия Калоева и сказать ему, что я буду делать фильм со всей ответственностью и уважением к его семье. Я не собирался встречаться с ним, чтобы узнавать какие-то подробности дела. Кино у нас все-таки художественное. Я просто хотел искренне и честно сказать ему, что в фильме не будет манипуляций чужим горем и выдумок. Мы посмотрели его документальные интервью и на их основе хотим сделать художественное кино. Виталий ответил, что он не держит нас за руки и мы можем делать свою работу. Мы также немного обсудили тот момент, когда прокурор в Швейцарии пытался вывести его из себя, выставлял трусом, чтобы он сгоряча что-то сказал, то есть таким образом его провоцировали перед судом. Потом обсудили фильм «Последствия» с Арнольдом Шварценеггером. Он сказал, что смотреть на этот фильм стыдно: там Арнольд рубит дрова у деревянного дома, а ведь Виталий построил себе кирпичный дом. Для мужчины это важная деталь, ведь это дом для его семьи. Я, как режиссер, это все понимал, приступая к съемкам.

А он мог отказать вам в съемках этого фильма?

Мог. Думаю, голливудским продюсерам ленты «Последствия» именно из-за отказа Виталия Калоева пришлось переместить место действия трагедии из России в Америку и полностью поменять все имена и фамилии реальных участников событий.

У фильма «Непрощенный» – три сценариста: помимо Алексея Гравицкого и Сергея ВолковаМэттью Джейкобс. Расскажите, почему вы привлекли голливудского соавтора?

Мэтт Джейкобс написал первую версию сценария, создал его структуру, потом ее дорабатывали наши сценаристы, так как они точнее понимают вопросы нашей российской ментальности. Это очень качественная сценарная работа с обеих сторон – и российской, и американской. Мэтт Джейкобс – это внук Джейкоба Джейкобса, именем которого назван театр на Бродвее, это очень серьезный бренд в Америке. Как мы его привлекли? Мне повезло, что он мой друг. Ему понравилась эта история, и он сам вызвался писать сценарий.

триколор, тв, журнал

Столкновение пассажирского и грузового самолетов произошло в июле 2002 года, в результате погиб 71 человек, среди которых были жена архитектора Виталия Калоева и двое его детей

Сценаристы вашей команды почти не меняются, а чем обусловлен выбор нового оператора – Морада Абделя-Фаттаха?

Я знал его давно, лет восемь назад Морад работал у меня вторым оператором на площадке. Однажды я встретил продюсеров с «Марс Медиа», с которыми мы делали фильм «Землетрясение», и они посоветовали взять его в операторы-постановщики «Непрощенного». Сказали, что он не так давно снял серил «Золотая орда», и рекомендовали его как «гения». Я, честно скажу, «Золотую орду» не посмотрел, но встретился с ним, мы поговорили и друг друга поняли. Он действительно большой художник, которого ждет блестящее будущее.

Что в фильме «Непрощенный» вымысел?

По факту – ничего. Фактически все, что есть, почерпнуто из жизни, из того, что мы вычитали, посмотрели о той трагедии. В фильме много художественности в хорошем смысле этого слова. Все-таки это не документальное кино.

премьера, триколор, тв, журнал

Премьера фильма «Непрощенный» на больших экранах кинотеатров запланирована на 27 сентября

Что было самым сложным на площадке? Что приходилось преодолевать на съемках?

Если что-то и нужно было преодолевать, то только эмоциональные, этические проблемы, вставшие перед нами. Допустим, сцена, где герой плачет над трупом дочери, которую он сам нашел на месте авиакатастрофы… Эту сцену играет ребенок-актер, у которого есть реальные родители. Понимаете, как им тяжело за этой сценой наблюдать? Насколько сложно родителям решиться на такую сцену или на то, чтобы фотография их ребенка была изображена на надгробной плите? Большинство родителей и детей отказывались на это идти даже ради съемок в большом кино. Чтобы лишний раз не травмировать детей и родителей, я принял решение сцену последствий авиакатастрофы, где дети должны быть с увечьями и травмами, доработать на компьютерной графике. То есть в реальности мы снимали детей без «кровавого» грима, который пририсовывали уже после на графике. Все, что вы увидите на них в фильме, – это компьютерная графика. Потому что родители стояли на съемочной площадке, и я не мог позволить подвергнуть детей и их родителей сильному эмоциональному переживанию… Когда Дмитрий Нагиев играл сцену, где его герой находит дочь мертвой, сама девочка-актриса, понимая, что это игра, все равно заплакала. Представьте, как это тяжело. Особенно когда ты знаешь, что это не вымышленная история, за всем этим стоит правда.

Фильм «Непрощенный» выходит в прокат 27 сентября. На какого зрителя вы ориентируетесь?

Для меня, как режиссера, это знаковая картина. Мне не нужен хайп и все эти модные веяния. А хочется, чтобы зрители оценили фильм как произведение искусства. На мой взгляд, именно таким он и получился. Поэтому я очень хочу, чтобы все посмотрели картину «Непрощенный». Увидели не только режиссерские, монтажные, музыкальные и прочие решения фильма, но и оценили блестящие актерские работы, заново открыли Диму Нагиева, который совершил невероятную работу. Хочу, чтобы зрители увидели историю о справедливости, о мести, о том, как человек боролся за то, чтобы быть услышанным, и чем это заканчивается. И хотя по жанру это трагедия, все-таки «Непрощенный» дает зрителю эмоциональный заряд, желание жить, любить свою семью и близких. После премьеры на Московском международном кинофестивале многие зрители благодарили и говорили, что после фильма им хочется обнять и простить своих близких. А актер Михаил Горевой подошел ко мне и сказал, что это история, которая рассказана шепотом, деликатно, и во всем этом шепоте есть многослойность. Каждый увидит то, что ему близко. Во всем этом есть то, что обязательно к просмотру.



ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.