Наверх
3917

Оксана Бондарчук
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Холодная месть: нашумевший «Дуэлянт» с Петром Федоровым и Владимиром Машковым выходит в российский прокат

«Дуэлянт» уникален для отечественного кинематографа. Во-первых, это редкая попытка совместить русскую авторскую драму и зрительское кино. Как говорит продюсер Александр Роднянский, «Дуэлянт» – «это произведение Дюма в декорациях романов Достоевского и с характерами Лермонтова». Во-вторых, это третий русский фильм, выходящий в формате IMAX. В-третьих, актерские работы Владимира Машкова и Петра Федорова – великолепны. В-четвертых, фильм развенчивает мифы: зритель узнает много необычного о дуэлях и о том, что на самом деле творилось в голове у мужчин XIX века…

Дуэлянт

Слоган фильма: «На темной стороне чести»

СЮЖЕТ

Санкт-Петербург середины XIX века. Российский дуэльный кодекс того времени разрешает заменять дуэлянта другим человеком. Этим правом пользуется хладнокровный отставной офицер Яковлев (Петр Федоров): его нанимают, и он стреляется на дуэлях, по договоренности представляя одного из противников. Яковлев стреляется за деньги, и ему всегда везет – он всегда остается в живых. Многие считают это удачей. Но сам Яковлев уверен, что он проклят. Прошлое тяготит его: когда-то его жизнь разрушил расчетливый и очень богатый аферист граф Беклемишев (Владимир Машков). Граф надругался над его матерью, спровоцировал его арест и казнь, но тот чудом выжил. С тех пор Яковлева ни одна пуля не берет. И теперь он мечтает только об одном – отомстить виновным в своих несчастьях и вернуть поруганную честь. Но месть осложняется тем, что Яковлев, лишенный дворянского титула, не может открыто вызвать дворянина Беклемишева на дуэль… Поэтому он стреляется за других – пока судьба снова не сталкивает врагов лицом к лицу.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И КОМАНДА

Идею 42-летнего режиссера и сценариста Алексея Мизгирева снять фильм о русской чести поддержали ведущие отечественные продюсеры – Александр Роднянский, Сергей Мелькумов и Глеб Фетисов. Во многом благодаря тому, что Алексей уже заявил о себе как о сильном и талантливом авторе: в частности, он снял фильм «Кремень», «Бубен, барабан», который стал лауреатом фестиваля в Локарно за «Лучшую режиссуру», и картину «Конвой», ставшую участником кинофестиваля в Берлине.

На этот раз режиссер нашел необычный сюжет в XIX веке, в свидетельствах того времени о дуэльном кодексе: оказывается, дворянин мог отправить вместо себя на дуэль любого другого человека. Автор хотел снять фильм о вопросах чести и о том, как человек познает себя, отвечая на эти вопросы.

Дуэлянт

Мировая премьера ленты состоялась 9 сентября

«"Дуэлянт" – это фильм про людей, которые защищают свою честь. Сегодня граждане привыкли пропускать унижения чести. Кто, как может, терпит и идет дальше. В XIX веке дворянин знал, что честь – это не какое-то формальное приложение ко всей остальной жизни, – говорит режиссер Мизгирев. – Дуэль была кульминацией отношений. То, что вело к этой кульминации, тот эмоциональный градус, который побуждал к убийству подчас лучшего друга, ставшего в мгновение врагом, – очень интересный и странный феномен. Если вынести за скобки безобразия пьяных офицеров и увидеть в дуэлянтах высокообразованных людей, владевших несколькими языками, изучавших экономику и юриспруденцию, живо интересовавшихся устройством государства, увлекавшихся литературой, писавших стихи, и вдруг в какой-то момент они начинали друг друга остервенело убивать, то это очень интересный материал для фильма».

При всем при этом создателям хотелось снять жанровое кино – приключенческий триллер, увлекательный для большинства зрителей.

«Поэтому мы долго искали визуальное решение картины, – вспоминает продюсер Александр Роднянский. – С самого начала было понятно, что история будет развиваться в Санкт-Петербурге – тогда он был столицей, одним из главных городов в Европе, мегаполисом, в котором было собрано большое количество энергии, силы, денег, людей, языков».

Также изначально картину задумывали выпустить в формате IMAX.

«IMAX – это не более чем возможность для зрителя приблизиться к событиям, происходящим на экранах», – говорит продюсер Роднянский.

На роль графа Беклемишева сразу был приглашен один из самых талантливых российских кинозвезд – Владимир Машков. А вот актера на главную роль Яковлева пришлось поискать. Отсмотрев человек сто «в попытке найти свежее лицо» и «молодого Машкова», создатели остановились на Петре Федорове («Вакантна жизнь шеф-повара», «Ледокол», «Чистое искусство»). Правда, актеру пришлось кардинально измениться, так как его «милая, располагающая к себе внешность» смущала создателей «Дуэлянта».

«Мы спорили об этом, возвращались, снова отказывались, снова возвращались. В результате решили его изменить внешне, – вспоминает Александр Роднянский. – Сделали ему нос, изменили глаза, заставили похудеть килограммов на пятнадцать. И в результате перед нами явился новый Федоров, который в руках Мизгирева приобрел вот тот самый мощный и энергетически заряженный облик, нужный для роли».

Дуэлянт

Смотрите фильм «Дуэлянт» в кинотеатрах с 29 сентября

Другие роли исполнили не менее известные актеры: Юрий Колокольников («Игра престолов»), Юлия Хлынина («Закон каменных джунглей»), Павел Табаков («Звезда»), Сергей Гармаш («12», «Дом»), Александр Яценко («Сердца бумеранг», «Мне не больно», «Оттепель») и другие.

Фильм снимали в Петербурге – компьютерная графика использовалась по минимуму. Всего в ленте порядка 400 планов с компьютерной графикой (в основном это доработка городского окружения, создание панорам с вышедшей из берегов Невой и цифровой грим).

Педантичный режиссер добивался максимальной достоверности, чтобы лента получилась «живой». Он попросил найти настоящие дуэльные пистолеты и кареты того времени (они отыскались за границей). Художники картины даже сконструировали прототип велосипеда 1849 года, на котором герою Владимира Машкова приходилось ездить по улицам Петербурга. Машков тренировался ездить на таком самокате по узкому треку два месяца, пока не научился делать это лучше, чем работающий на съемках профессиональный циркач.

ОЖИДАНИЯ

По словам первых зрителей, фильм получился мрачным, но увлекательным. Сами авторы согласны, что «Дуэлянт» – не «гладкое» кино, а фильм, который вызывает споры. Дискуссии возникли и после премьеры в Торонто, где фильм участвовал в основной программе престижного фестиваля: российская картина получила как резко положительные, так и резко отрицательные отзывы критиков. Однако западный зритель однозначно оценил качество ленты: по словам Александра Роднянского, зарубежные коллеги заверили, что «Дуэлянт» выглядит на 70-80 млн долларов. Хотя был снят всего за чуть больше 10 млн долларов (около 725 млн рублей). Российский зритель как минимум ждет выхода картины в прокат: по сообщениям специализированных ресурсов, «Дуэлянт» собрал 92% предварительных заказов билетов в кино на выходные 1–2 октября.



ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.