Нужно все-таки оставаться женщиной: какой была актриса Роми Шнайдер
Ко дню рождения великой актрисы в прокат выходит фильм, который получил семь призов в Германии – «Три дня с Роми Шнайдер». Почему нельзя пропустить его? Потому что его главная героиня в незабываемом исполнении Марии Боймер – сама Роми Шнайдер.
Настоящее имя актрисы – Розмари Альбах-Ретти, а псевдоним Роми Шнайдер появился во время съемок фильма «Фейерверк»
23 сентября 2018 года культовой актрисе Роми Шнайдер исполнилось бы 80 лет. Фатум поставил точку в ее земном пути на цифре 43. А сколько она всего успела!
В своем дневнике она писала: «Я хотела просто жить, любить, становится актрисой и вообще другим человеком. Прежде всего – свободным». Дневник «Я, Роми Шнайдер», который она вела на протяжении всей жизни, стоит прочитать только ради того, чтобы понять, как она была велика по-человечески.
Девочка Розмари любила играть в куклы, а в интернате Гольденшайн близ Зальцбурга открыла в себе талант расписывать лаком шарфики, вазы для цветов, необработанные деревянные тарелки, шкатулки.
Непоседливое дитя актеров, в 14 лет она написала в своем дневнике: «Что касается меня, то я бы прямо сейчас стала бы артисткой. Как мама. Но я с ней об этом еще никогда не говорила. Об этом у нас дома вообще не говорят». И еще: «Как бы я хотела увидеть наконец, настоящую киностудию! Когда же?»
Потом желание и судьба совпали: мама решила сняться с дочерью в фильме «Когда вновь расцветает белая сирень». После дебюта следует роль в фильме «Сисси, молодая императрица», и вот он – настоящий успех. И она уже не Розмари Альбах, а Роми Шнайдер.
С успешным театральным дебютом в Париже ее поздравила Ингрид Бергман. Ей были подвластны любые киножанры, она прекрасно говорила на трех языках. Была честолюбива – сама так считала. Актрисой ее сделали режиссеры Лукино Висконти, Орсон Уэллс, Фриц Кортнер, Анри-Жорж Клузо. «Актрисой, и не только по документам», – гордилась Роми.
Была не завистлива, судя по словам: «Рим, вечный город. У меня нет слов. Сказочное путешествие. В самолете сидели Одри Хепберн и Мел Феррер. Я обожаю Одри! В «Римских каникулах» она была восхитительна! Я бы тоже там охотно сыграла»
Роми Шнайдер – дочь популярных европейских актеров, Магды Шнайдер и Вольфа Альбаха-Ретти
Была полна немецкого здравого смысла. Например, делилась впечатлениями от турне по США: «В самолете SAS для нас заказан весь хвостовой салон. В десять часов вечера мы взлетаем из аэропорта Айдлуайд. Комфорт в самолете просто фантастический. С баром, и вообще все по последнему слову техники. Я бы с удовольствием выпила бы коньяку. Но стюард заявил, что мне не положено. До 21 года здесь алкоголь запрещен. О чем только думают эти американцы! Жениться или замуж выходить можно, детей заводить – пожалуйста, а я, в свои 19 лет, не могу выпить безобидную рюмку коньяку!»
Или даже лучше: в США у Роми с мамой состоялась встреча с шеф-продюсером «Метро-Голдвин-Майер» Бенджамином Тау. Роми вспоминает: «Потом мама мне говорит: Знаешь, что сказал про тебя мистер Тау? Что ты выглядншь на 16 лет, а головка у тебя работает, как у 35-летней»
Любила. Детей, маму, отца, отчима, трех мужей. Может, Ален Делон был мужчиной всей ее жизни, но дочку и сына родила от других. Знакомство с Делоном, будущим эталоном мужской красоты в лучшие годы и образцом потасканности в старости, выглядело так. Роми вырвалась в Париж из круга родных и близких, которые и любили ее, и считали заработанные ее деньги. Немалые.
«Внизу, у трапа, стоял слишком красивый, слишком тщательно причесанный, слишком юный парень, разодетый «под джентльмена» – воротничок, галстук, преувеличенно элегантный костюм. Ален Делон. Букет красных роз в его руках тоже выглядел уж слишком красным. Я подумала: ну и пошлятина, а мальчик этот – просто тоска!». После шести лет отношений Ален бросил ее, но знакомство с ее размышлениями предсказывает ситуацию: «Никому не дано выпрыгнуть из своей шкуры. Ты же не можешь отшвырнуть то, что выковало твою натуру с самого детства. Ален этого не мог, я этого не могла. И поэтому наши отношения с самого начала были обречены». И еще: «Ален был молодым кобелем – и всегда останется молодым кобелем. Всегда в погоне, часто саморазрушительной»
Франция стала ее второй родиной: «Я уже говорила, что во Франции я училась жить и любить, двигаться и одеваться. У меня такое чувство, что я родилась в Вене, чтобы жить в Париже». На родине при жизни ей не удалось реализоваться. Она стала французской актрисой в большей мере. Точнее – европейской кинозвездой.
Она не всегда успешно стремилась совмещать уют в доме и семье и бесконечные съемки. И при этом предпоследняя фраза в ее дневнике звучит так: «Если вдруг однажды успех уйдет от меня, вот тогда я познаю безмерное одиночество». Не познала.
Ее красота завораживает – она вне времени. Уверена, снимай Люк Бессон «Пятый элемент» в 60-е – Лилу была бы Роми. Само совершенство. Роми – словно пример слов, что красота – это не только фотогеничные черты лица. Ее женская суть: «Равноправие? Прекрасно – только если из-за этого не превратишься в парня. Нужно все-таки оставаться женщиной»
Из-за нелепой случайности она потеряла сына. Потом ей самой осталось немного. За год до своей смерти Роми откровенничала в интервью журналу «Штерн»: «Я хочу покоя. Я ненавижу шумиху и паблисити, весь этот шоу-бизнес». Она умерла, сидя за столом. Остановилось сердце или приняла большую дозу снотворного? Какая разница? В ее тело лезь не стали, выказав уважение… Надо отдать должное Делону: он ее хоронил.
Из дневника Роми: «Музыка, театр, кино, путешествия, искусство – вот моя жизнь! От этих пяти слов моя театральная кровь просто закипает»
Стоит отыскать время и полюбоваться игрой выдающейся актрисы в таких фильмах, как «Банкирша», «Процесс», «Бассейн», «Сезар и Розали», «Групповой портрет с дамой», «Боккаччо-70», «Простая история», «Преступный репортаж».