Наверх
1365

Лора Чугуевская
Обозреватель Tricolor TV Magazine

Сильнее и вдумчивее: свои и другие программы юбилейного ММКФ

В Москве плавно подходит к завершению 40-й юбилейный Московский международный кинофестиваль. Киноманам и кинокритикам есть что посмотреть и чем впечатлиться из 21 программы просмотра: «8 ½ фильмов», «Эйфория сопротивления», «Мастера», «Открытие. Кино Шри-Ланки», «Век кино стран Балтии», «Спектр», ретроспектива классика – «Бергман. Известный и неизвестный».

Но главное киноблюдо – это, конечно же, основной конкурс, который по ощущениям сильнее, мощнее и вдумчивее прошлогоднего.

12-й ЧЕЛОВЕК

звезды, триколор, тв, журнал

Свою кинотрактовку победы над фашистами в Норвегии предложил зрителям голландский режиссер Харальд Цварт. И сделал это блестяще. Пожалуй, лучший фильм из увиденных в конкурсе. В чем и можно обвинить автора – разве что в эпизодической затянутости повествования. Язык картины универсален. Военный триллер о путешествии диверсанта во имя победы над фашизмом будет интересен всем, от мала до велика. 12 борцов на территории оккупированной Норвегии погибают, провалив задание. Остается единственный живой, Ян Болсруд. Играющий его актер Томас Гуллестад – явно восходящая звезда еврокино. При побеге в Швецию Яну помогают не только члены сопротивления, но и снег, почти эпические горные пейзажи и даже олени. Пуля нашего героя не берет, гангрена только тревожит обрезанием пальца, лавина его не заваливает. И здесь всплывают аллюзии на фильм «Выживший». Но противостояние выжившего Яна с немецким офицером из гестапо в неожиданно ярком исполнении Джонатана Риз Майерса вносит подрагивающую от возбуждения интригу. Блестящие диалоги с размышлениями руководства гестапо о судьбе Норвегии, национальной любви и гордости норвежцев показывают фашистов уже уставшими от войны. Именно здесь рождается та червоточина, которая и повлияла на рождение победы. Мастерски сделанный, очень человечный фильм, где хватило места даже юмору. А стадо бегущих оленей, которые на санях везут нашего героя через границу в Швецию, завораживает напряжением: успеют ли? Один из самых мощных эпизодов.


С ПЕНОЙ У РТА

звезды, триколор, тв, журнал

Латышский поселок. В воздухе разлито спокойствие, которому суждено разрушиться, потому что женщина с ангельскими локонами не справилась с отсутствием физической и романтической любви мужа, экс-полицейского Дидзиса. Он получил травму, теперь ходит с протезом, вечно небритый, насупленный. Занимается дрессировкой овчарок, но с какой-то маниакальной настойчивостью, спаивая заодно пивом. И сюжет сей оптимистической трагедии разворачивается наскоком: жена, врач в спортшколе, закручивает роман с 17-летним красавцем, парочка сбивает кабана, собаки подхватывают вирус бешенства, муж теряет голову от ревности. Похоже, главные герои – это все-таки собаки, которые сбегают от хозяина и будут убиты. Кадры, в которых они, испещренные кровью, умирают, – точно не для детских глаз. Наверное, фильм о природе агрессии. Но латышскому режиссеру Янису Нордсу многое не удалось досказать и показать.


ГНЕВ

звезды, триколор, тв, журнал

Великолепная экранизация малоизвестного в России писателя Мануэла да Фонсеки. Невероятной красоты черно-белая социальная драма с привкусом революции от португальского режиссера Сержиу Трефо. Выпускник философского факультета Сорбонны, Сержиу многомерно интерпретировал гнев маленького человека – крестьянина, который живет на бедной земле и ссорится с местным воротилой. Лишившись работы, он вынужден заниматься контрабандой. Дома – земляные полы, больной ребенок и три голодающие женщины: мать, жена и дочь. Действие происходит в 50-х годах XX века, и каждый кадр – как открытки 50-х. Марсианский пейзаж выжженной земли, страдающие лица. И бунт крестьянина, который убивает богача, зная, что обрекает на верную смерть и себя. «Бедные беднеют, богатые богатеют» – песенка из фильма становится его лейтмотивом.


СПИТАК

звезды, триколор, тв, журнал

Режиссер Александр Котт снял фильм об одном из самых страшных и драматичных дней Армении, когда 7 декабря 1988 года землетрясение унесло жизни 25 000 человек и оставило без крова еще около полумиллиона. Достаточно 10 минут для просмотра, чтобы оторопеть и окаменеть от переосмысления трагедии. И сложно оценивать художественные достоинства этой эпической драмы. Удивительным образом сегодняшний политический день Армении наложился на восприятие киноопуса Котта…


НЕАПОЛЬ НАД ПЕЛЕНОЙ

звезды, триколор, тв, журнал

Обаяние этой криминально-мистической мелодрамы держится на старинных красотах Неаполя и мастерстве актрисы Джованни Меццоджорно. Много сцен любви, магии и дыхания деяний мафии в воздухе. Адриана, врач-патологоанатом, на вечеринке знакомится с красавцем-аквалангистом, проводит с ним бурную ночь, но на назначенное на следующий вечер свидание он не является. А потом она осматривает труп с выколотыми глазами и опознает своего любовника. Так много тайн хранит окружение Адрианы, так много сцен вплывает из ее детства, в котором мать убила отца и себя. Но Адриана все-таки находит любовь – полицейского, ведущего расследование дела ее краткосрочного любовника…

Конечно, режиссер Ферзан Озпетек создал не шедевр, но прекрасный фильм для рефлексии и досуга.

Фото: ММКФ


ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.