Накал страстей в телефонной трубке: на российские экраны выходит фильм «Коллектор» с Константином Хабенским
Фильм с одним героем – это всегда неимоверно сложная задача как для актера, так и для режиссера. Когда нет никакого внешнего экшен, а развитие сюжета и кульминация кроются всего лишь в мыслях, переживаниях, эмоциях человека, то заставить зрителя вжаться в кресло от напряжения – высший пилотаж. В России таких фильмов практически не снимали, тем интереснее будет оценить режиссерский дебют Алексея Красовского – ленту «Коллектор» с Константином Хабенским в главной роли. Трейлер ее, во всяком случае, готовит нас к просмотру захватывающего психологического триллера.
Режиссер представил, что доктору звонит коллектор, и решил сделать фильм об этой работе
СЮЖЕТ
Единственным действующим лицом фильма является Артур. Он работает банковским коллектором. Никогда не позволяя себе ни угроз, ни насилия в адрес должников, он, тем не менее, умудряется тонко и эффективно воздействовать на психику человека. Он легко находит уязвимые места и слабые стороны, чем и пользуется. Всегда вежливый и спокойный, он кого угодно сбивает с толку, выводит из душевного равновесия, и в результате «клиенты» готовы вернуть все, только бы больше не слышать его голоса.
У человека, чей звонок неизменно становится настоящей головной болью для других, неожиданно возникают проблемы, и он сам становится жертвой. Жена одного из должников, который после общения с коллектором покончил жизнь самоубийством, решает отомстить ему. Она выкладывает в Сеть компрометирующее видео с его участием. Теперь от Артура отворачиваются все: друзья, коллеги, любимая женщина. У него есть только ночь на то, чтобы оправдаться, и это кажется почти невозможным…
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Мало кто будет спорить с тем, что фильм получился, что называется, на злобу дня, так как многие наши соотечественники сейчас тянут кредит, ипотеку или просто взяли в долг деньги и не всегда могут вернуть их в срок – с разными для себя последствиями. Тем не менее, идея «Коллектора» появилась еще пять лет назад. Тогда создатель фильма Алексей Красовский подумывал о фильме одного актера, а потом попал на прием к эндоскописту – ему нужно было сделать гастроскопию. Те, кто ее проходил, знают, что процедура не из приятных, и во время ее выполнения врач Красовского отвлекся на звонок. Тогда режиссер представил, что доктору звонит коллектор, и решил сделать фильм о работе «вышибал». По его словам, несколько лет назад репутация этой профессии еще не была настолько испорчена, и потому можно было более-менее спокойно порассуждать о ней.
В ленте присутствовал единственный актер – Константин Хабенский
Говорят, что бюджет у ленты получился совсем небольшой, да и инвесторов особо не наблюдалось: все-таки, тема неоднозначная и многих отпугивала. Чтобы быть правдоподобным, режиссер обращался и в коллекторские агентства с просьбой проконсультировать съемочную группу. К этой просьбе многие относились настороженно, но в итоге о нюансах бизнеса рассказало «Первое коллекторское бюро», и оно же предоставило кое-что из реквизита. График у Хабенского был чрезвычайно плотный, да и денег на съемки было совсем немного, а потому фильм сняли невероятно быстро, всего за семь ночных смен по двенадцать часов каждая.
КОМАНДА
Для Алексея Красовского эта работа, как мы уже говорили, стала режиссерским дебютом. Ранее он писал только сценарии, в частности, к таким телефильмам, как «Общая терапия – 2», «Метод Фрейда» и «Цена жизни». По словам Красовского, Хабенский подошел на эту роль идеально – его уровень мастерства позволяет сделать так, чтобы фильм с единственным актером смотрелся на одном дыхании. Константин согласился, несмотря на небольшой бюджет и изрядную загруженность: проект его заинтересовал настолько, что он согласился работать по ночам – действие фильма разворачивается в темное время суток, и чем ближе к финалу, тем меньше становится искусственных источников освещения.
Картина получила специальный приз жюри на фестивале в Карловых Варах
Других персонажей озвучили актеры, чьи голоса, по мнению режиссера, лучше всего соответствовали сценарию. Игорь Золотовицкий стал ведущим «Эха Москвы», Полина Агуреева – медсестрой из ветеринарной клиники, Дарья Мороз – светской львицей, Татьяна Лазарева – галеристкой-искусствоведом. Голосом Евгения Стычкина говорит коллега Хабенского, а Кирилла Плетнева – охранник в офисном здании. Все эти люди присутствуют только в телефонной трубке, в остальном же Артур находится наедине с самим собой. Студийная озвучка была добавлена позже, на протяжении же семи съемочных дней на площадке с Хабенским была лишь актриса Ксения Буравская. Изначально она говорила за всех, но потом «осталась» только вдовой должника, которая шантажирует главного героя. Также в фильме фигурируют несколько человек из массовки – их просто пригласили через социальные сети, чтобы постоять внизу под окнами офиса.
В российский прокат фильм выходит 6 октября
ОЖИДАНИЯ И ФАКТЫ
Рейтинг ожиданий у фильма чрезвычайно высокий – трейлер действительно интригует, а главное – картина действительно во многом новаторская, так как за последние годы ничего подобного российский кинематограф не демонстрировал. Премьерный показ «Коллектора» состоялся еще в июне на фестивале «Кинотавр», и там же фильм получил приз за лучшую мужскую роль. Оно и неудивительно: Хабенский настолько превосходно вживается в роль, что многие зрительницы, вероятно, сами бы с удовольствием задолжали банку, чтобы пообщаться с ним. Да, в его персонаже много отрицательных сторон, и все-таки он вызывает симпатию, даже сочувствие: в нем много человечности и даже доброты, и он прекрасно осознает неоднозначность своего выбора.
Алексей Красовский, режиссер:
«Конфликт в «Коллекторе» не сильно отличается от конфликта в любом другом фильме. У нас есть и другие герои, помимо главного: люди, которые ему дозваниваются или стучатся в дверь. Мы просто не показываем этих персонажей, но фильм во многом и про них тоже. Конечно, можно было рассказать эту историю традиционным способом, сталкивая героя с другими людьми в кафе, на улице, еще где-то. Но самые трудные решения человек часто принимает в одиночестве. Это мы и хотели показать».
***
Как мы уже говорили выше, фильм был задуман еще несколько лет назад, но сейчас он получился особенно злободневным. Коллекторов не просто не любят – их ненавидят, и, чего уж греха таить, подчас совершенно заслуженно. Слишком уж нечестными методами пользуются иные представители этой профессии. Правда, в России готовится к выходу закон, который сделает работу коллекторских агентств прозрачнее, а что до фильма с Хабенским, то он просто позволит взглянуть на проблему под немного другим углом. Кроме того, как подчеркнул сам Хабенский, часть средств, вырученных от проката, будет направлена на благотворительность.