Рецензия на седьмой эпизод «Звездных войн»
Правду сказать, после довольно вялого (признаем очевидное) ребута другой фантастической саги «Стартрек: Возмездие» касательно сиквела классических «Звездных войн» за авторством того же Джей Джей Абрамса были некоторые опасения. Но после премьеры нужно признать – во вселенной Джорджа Лукаса режиссер чувствует себя куда увереннее, чем на борту «Энтерпрайза».
Сегодня культовая эпическая фантастическая сага включает в себя семь фильмов
Продолжения «Звездных войн» – тех самых, первых и легендарных, с рыцарем-джедаем Люком, принцессой Леей, удалым контрабандистом Ханом Соло, Чубаккой и забавными дроидами, – иной зритель ждал большую часть жизни. В России эти картины по понятным причинам появились несколько позже, чем на Западе, – в конце восьмидесятых, и поначалу в фантастически комичном формате: в молодежной передаче «Зебра» ленинградского телевидения каждую неделю показывали по десять, что ли, минут. Но кое-кому (а пожалуй, и многим) даже этого оказалось достаточно. Наивное обаяние и энергия космической сказки Джорджа Лукаса покорили советских детей и подростков, несмотря на пропагандистскую версию о том, что в образе зловещей Галактической Империи создатели намекают на Советский Союз – «Империю зла», это уже штамп американской пропаганды. Впрочем, находились среди советского юношества и те, кто, фанатея от фильма, выбирал сторону суровых имперских военных, рассекающих в пространстве на огромных боевых крейсерах. Сообщество гиков, увлекающихся «Звездными войнами», – одно из старейших; помню, зайдя в конце девяностых на один из первых сайтов, посвященных данной тематике, я поняла, что я не настоящий поклонник: не разбираюсь в знаках различия повстанческого и имперского флотов, в типах кораблей и космографии «далекой-далекой Галактики»: в общем, не возьмут меня служить ни на имперский «Разрушитель», ни в эскадрилью X-wing`ов Сопротивления.
Первые «Звездные войны» вышли в прокат в далеком 1977 году
Шли годы, и в 1999-2005 годах вышла вторая трилогия саги, приквел фильмов 1977-го – 83-го. Сказать, что большинство фэнов классических «звездочек» было разочаровано, – значит не сказать ничего. На смену стройной системе мира с противостоянием двух основных сил и гармоничной системой персонажей, каждый из которых врезался в память, на смену яркому пафосу что имперской силы жестокого порядка, что революционной повстанческой идеи пришла тяжеловесная политическая махина с интригами всех против каждого. В отличие от спецэффектов первой трилогии, сделанных по принципу «дешево и сердито» и, несмотря на это, создающих целостный образ вымышленной вселенной, пришла высокобюджетная избыточность: от разнообразных типов механизмов и вооружения, от десятков негуманоидных существ, прозванных поклонниками «резиновыми мордами», буквально рябило в глазах. К тому же все три новых фильма – «Скрытая угроза», «Атака клонов» и «Месть ситхов» – были начисто лишены юмора, который так оживлял первые эпизоды саги. Вдобавок Джордж Лукас со товарищи – нет предела совершенству – решили оцифровать старые картины, отредактировав там некоторые эпизоды и добавив спецэффектов, в том числе напихав туда и сюда пресловутых «резиновых морд». Так появился знаменитый мем «Хан Соло стреляет первым»: в оригинальной версии «Новой надежды» 1977 года Соло, встречаясь в баре с наемником Джаббы Хатта, требующим денег за потерянный контрабандный груз, по логике хорошего вестерна стреляет первым и убивает противника; в ремастеринговой версии из нелепого морализма они стреляют одновременно и боец Джаббы мажет: ну, понятно, положительному герою положено дать врагу возможность убить себя. Вопиющая нелепость!
Создание седьмого эпизода саги было анонсировано в 2012 году
Что касается логики мира и мотивов населяющих его персонажей, то погнавшись за реалистичностью политических коллизий и неоднозначностью поступков, но не отказавшись от мифологической условности (это вам не «Игра престолов» какая-нибудь), создатели добились того, что большинство героев приобрели некоторую картонность и одновременно потеряли в притягательности.
Понятно, что после подобного опыта реанимацию франшизы в нынешнем году верные зрители ждали со смесью надежды (новой) и закономерных опасений.
Что сказать. Старых – еще с 80-90-х – поклонников саги новый эпизод «Пробуждение силы», срежессированный Джей Джей Абрамсом, точно не разочарует. Он сделан будто специально для них. Это весьма яркое возвращение той самой космической оперы, которую мы когда-то полюбили.
В российский прокат последняя часть ленты вышла 17 декабря 2015 года
Напомню, что в финале эпизода «Возвращение джедая» 1983 года выпуска повстанцы одерживают решительную победу: очередная «Звезда смерти», станция-разрушитель планет, взорвана, темный рыцарь Дарт Вейдер перековался и уничтожил Императора Палпатина ценой собственной жизни, главные положительные герои – Люк, Лея и Хан Соло – живы, молоды, полны сил. То есть можно жить да радоваться и строить галактический коммунизм. При этом понятно, что с подобного старта стоящий блокбастер в духе истории не сделаешь; не переименовывать же «Звездные войны» в «Звездный мир».
Суммарный бюджет первых четырех картин составил 176,5 млн долларов
Поэтому в новом эпизоде «Пробуждение cилы» далекая Галактика много лет спустя (герои первой трилогии успели состариться параллельно с актерами, игравшими их роли) приходит примерно к тому же статус-кво, что и в начале «Новой надежды»: две основные силы – зловещий Первый орден и неунывающее Сопротивление – ведут борьбу за влияние. Существует также восстановленная Республика, но на события в фильме она особенно не влияет. Надо сказать, что были некоторые опасливые ожидания очередного витка актуальной пропаганды, но они совершенно не подтвердились – намеков на СССР или на Россию в «Пробуждении cилы» даже с лупой не разглядишь. Скорее ситуация несколько напоминает период Веймарской республики, когда одновременно существуют поднимающая голову нацистская партия и антифашистские силы, при слабом формальном правительстве. Для того чтобы и ежику было понятно, Абрамс заставил штурмовиков Первого ордена даже «зигу» кидать. За исключением этой детали обе стороны конфликта сохраняют подкупающую верность эстетике конца 70-х – начала 80-х: вы увидите и имперских офицеров в кепи и галифе, и узнаваемые обводы боевых кораблей, и крестообразные повстанческие истребители, а гнездо Сопротивления, сохранив и вид, и дух старого Повстанческого альянса, визуально сдвинулось еще дальше в сторону лагеря каких-нибудь барбудос в Латинской Америке.
Вообще стиль картины не просто опирается на классическую трилогию, но доведен – нет, слава Силе, не до абсурда, но до логической завершенности. Так, планета Джакка, на которой начинается действие, напоминает Татуин с его пустынями и свалками механизмов, но до той степени, что заходит уже в какую-то «Кин-дза-дзу» или «Безумного Макса». Гнездо Первого ордена с его гористыми нордическими пейзажами явно отсылает к горным замкам верхушки Рейха или даже самой Валгалле. И так далее.
На создание последней части было потрачено 200 млн долларов
Система персонажей сконструирована так, чтобы вовсю потешить олдфагов появлением старых героев и в то же время двинуть сюжет за счет молодых. Некоторый минус можно углядеть в том, что в большинстве новых героев тоже угадываются типы первоначальной трилогии, а если учесть, что некоторые из них являются еще и родственниками кое-кого из нашей любимой троицы, подобной семейственностью история начинает слегка напоминать болливудский фильм. Впрочем, в каждом из молодежной четверки, несмотря на узнаваемые фамильные черты, чувствуется энергия и оригинальность характера. А еще они невероятно трогательные – что гибкая как ящерица девица-старьевщица в исполнении англичанки Дэйзи Ридли, что зажигательный пилот-истребитель По (Оскар Айзек), что неврастеничный темный рыцарь Кайло Рэн, с легкой руки молодого, но уже довольно именитого (главный приз Венецианского фестиваля – 2014) Адама Драйвера, напоминающего юношу-эмо. Наконец, единственный персонаж, не имеющий очевидных корней в старых лукасовских фильмах, – штурмовик-дезертир Финн в исполнении чернокожего британского артиста Джона Бойеги. Впрочем, определенная рифма присутствует и здесь: фильмы 70-80-х подкупали в том числе и балансом, условно говоря, сверхчеловеческих персонажей, джедаев или принцесс, с обычными, но не менее обаятельными людьми. Фильмы трилогии-приквела были подобного практически лишены: там, как в детской игре, на одного солдата приходился пяток рыцарей, пара генералов и несколько королев. В «Пробуждении силы» в этом отношении очевиден возврат к некоторому пусть фантастическому, но реализму – пардон за каламбур.
Восьмой эпизод «Звездных войн» выйдет в прокат уже следующим летом
Что касается старой гвардии, то она появляется практически в полном составе, а больше всего экранного времени отдано великолепно постаревшему Харрисону Форду. Его Хан Соло, как и встарь, стреляет первым, проворачивает различные махинации и не лезет за словом в карман. Принцесса Лея (Кэри Фишер) закономерно законсервировалась в образе строгого лидера, а Люка (Марк Хаммил) нам покажут всего на минуту, зато он фактически является олицетворением клиффхангера к следующему фильму.
Осталось сказать несколько слов о сюжете и при этом попытаться избежать спойлеров. И вот тут позволю себе легкую шпильку. Дело в том, что в «Пробуждении силы» нет практически ни одной коллизии, не отсылающей к какому-нибудь повороту в одном из старых фильмов трилогии. Это фактически калейдоскоп цитат: мастерски собранный, всё работает и едет, но при этом местами картина отдает чуть ли не капустником по мотивам. Возможно, это именно то, что надо для нового старта, для того чтобы позволить следующим фильмам должную долю оригинальности, и подобный подход уж точно не разочарует фанатов – на ночной премьере зал то и дело взрывался аплодисментами, но все же такая постмодернистская структура сообщает восприятию наряду с комфортом некоторую степень зрительской отстраненности. Впрочем, ведь это всего лишь пробуждение «чего-то, о чем мы уже стали забывать». Можно надеяться, что при такой сохранности духа любимой космической сказки дальнейшее развитие истории подарит нам и подлинно свежие ощущения.