Наверх
2306

Оксана Бондарчук
Обозреватель Tricolor TV Magazine
Соавтор
Лилит Оганнисян

Режиссер «Дуэлянта» Алексей Мизгирев: «Раньше жили двойными, тройными стандартами»

Новый отечественный триллер «Дуэлянт» – попытка соединить жанровое кино и русскую драму. Картина обошлась создателям в 725 млн рублей, была с успехом презентована на мировом кинорынке в Торонто и будет показана не только в российском, но и мировом прокате. Еще одна уникальность «Дуэлянта» в том, что это третий русский фильм в формате IMAX. Премьера картины состоялась в Санкт-Петербурге – там, где и была снята эта драма о русской чести. Tricolor TV Magazine побывал на премьере и узнал у режиссера Алексея Мизгирева и актера Юрия Колокольникова подробности съемок, о главной идее фильма и современном понятии чести и достоинства.

Дуэлянт

Съемки проходили в максимально близкой к времени событий обстановке

Как зарождался замысел «Дуэлянта»?

Алексей Мизгирев (режиссер): Я пришел к продюсерам буквально с листком бумаги. Это был лист формата А4, который даже был не весь исписан. Собственно, там была характеристика главного героя, написано, что 1860 год, что Санкт-Петербург и обозначен сюжет. Когда мы произносим слово «дуэль», то первое и часто единственное, что всплывает в голове – дуэль Пушкина на Черной речке, в лучшем случае – Лермонтов и уж совсем в продвинутом мозгу – дуэль Грибоедова. 

В литературе поединки мало были описаны… Но это была огромная часть жизни, о которой умалчивалось. Были дворяне, у которых было по 15-20 дуэлей, и далеко не всегда таких людей сажали в тюрьму. Дуэлянты жили в обществе, и все их знали. То есть общество жило двойными, тройными стандартами. Вроде как бы нельзя, но в то же время без этого тоже нельзя. Были бретеры. Их боялись. Вот входит человек в помещение, и все понимают, что он опасен. Ты можешь сказать что-то, после чего утром вы встретитесь с пистолетами в руках. И ты до этого, может, не очень-то стрелял, а у него уже 15 убитых человек до тебя. Как ты себя будешь вести с этим человеком, зная, кто он? Сохраняя собственное достоинство, сохраняя собственную честь? Это очень плодородная тема для кино.

Мы привыкли видеть русских дворян в фильмах чуть ли не идеальными. В «Дуэлянте» показано много подлых людей того времени.

Алексей Мизгирев (режиссер): Честь в то время приписывалась исключительно дворянскому сословию, это было мощное понятие, которое определяло жизнь человека. Нам хотелось уйти от штампов: вот благородный человек, дворянин, он подает даме ручку, встает, когда дама заходит… Это фильм не про это, а про то, как человек ощущает самого себя. Я не говорил актерам: «Давайте, ребята, играть осанку, костюмы». Мы занимались другими вещами – вопросами личности и борьбы за собственную личность. Ведь честь – это то, как ты относишься к себе и как позволяешь относиться к себе окружающим.

Дуэлянт

Съемки фильма проходили в Санкт-Петербурге

Что касается подлости, то дворяне совершали много подлых поступков по отношению друг к другу. Это не описано в художественных книгах, но это свидетельства того времени, которые я читал. Например, перед дуэлью сановник мог посадить своего оппонента, бедного дворянина, «на Съезжую», то есть в КПЗ. Его там держали всю ночь, а утром выпускали и такого измотавшегося везли на дуэль, где уже были подкуплены секунданты, где его оружие уже было подменено на неработающее. «Дуэлянт» – это история живых людей в живом городе. Поэтому и компьютерной графики в фильме очень мало, вы даже ее не заметите, если не специалист.

Револьверы в «Дуэлянте» выглядят впечатляюще. Это настоящее оружие?

Юрий Колокольников (актер): Револьверы были настоящие, поэтому, когда ты стрелял, то была сильная отдача от выстрела и в глаза вечно что-то вылетало. Вкусные такие были пистолеты. Мне очень понравилось из них стрелять.

Алексей Мизгирев (режиссер): Все оружие в картине – из XIX века. Наши художники и реквизиторы нашли в Европе и России и купили настоящие дуэльные пары того времени. Уникальные мастера починили их, и оружие стреляло. Было непросто сделать это, но наша картина про людей с оружием, и оружие было настоящим. Артист брал в руки револьвер, который воевал. Стрелял из дуэльного пистолета, из которого уже стреляли на дуэлях. Стреляли и убивали. Мы стремились к достоверности, которая, к счастью, оказалась интереснее обыденных шаблонов.

Дуэлянт

Смотрите фильм «Дуэлянт» в кинотеатрах с 29 сентября

Еще во время подготовки к съемкам мне принесли каталог пистолетов с киностудии «Мосфильм». В нем было всего две страницы. Мне сказали: «Это оружие. Похожее на историческое, но оно доступное. Всегда берут его. К вам приедет пиротехник, и стреляйте на здоровье». Конечно, эти пистолеты мы не использовали. Я стал изучать время, и открылся целый мир оружия. Причудливые немецкие многоствольные пистолеты, бельгийские нарезные дуэльные пары, первые русские, еще капсульные револьверы. Мы знаем оружие американских ковбоев, но русское и европейское оружие оказалось не менее выразительным.

Случались ли дуэли в вашей жизни? Как вообще сегодня выясняют отношения? Мне кажется, сегодня жизнь дороже чести?

Юрий Колокольников (актер): Это вы о том, что «лучше побыть трусом две минуты, нежели всю оставшуюся жизнь – в инвалидной коляске»?.. Сегодня отношения выясняют, как раньше, наверное. Если ты человек вспыльчивый, эмоциональный, выходишь из себя, то может, и ударить… Но дуэлей в моей жизни не случалось. Я стараюсь избегать таких конфликтов, потому что и убить могу: просто из-за своего роста и силы удара могу сделать это случайно, и меня потом посадят. Шучу, конечно… В целом, я считаю, что цивилизация пришла к тому, что она может другим путем решать вопросы. Но, как видите, война никуда не делась. Мы все больше и больше денег тратим на оружие, для того чтобы истреблять самих себя.




ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Ваш комментарий успешно добавлен.